Описание
Сценка «Њаврємән шавиты төӆӊән» исполняется двумя исполнителями, они изображают людей. Сценка «Њаврємән шавиты төӆӊән» существенно отличается от других бытовых сценок. Эта сценка является ярким примером «черного юмора».
Одинокие немощные старики хоронят единственного ребенка. Желая, чтобы все было благопристойно, «по-людски», они везут тело сына, выполняя предписанные обществом нормы, на возвышенное место, а не погребают где-то рядом, чтобы было им под силу. Выполнить поставленную цель они бессильны, но не отрекаются от нее, упрощая задачу иным способом, расчленяют труп и отбрасывают куски. В итоге – хоронить нечего.
В этой сценке просматривается поиск возможности преодоления невыносимого горя через превращения его в абсурд, в кощунственный юмор. Здесь проявляется обучающая роль смеха. Сценка западает в душу человека, вспоминается, цитируется, действует назидательно. Сквозь горе и смех слышен призыв к объективной оценке своих возможностей.
Этнологический аспект
Сценка «Њаврємән шавиты төӆӊән» относится к особой части обряда, который именуется исследователями «ӆуӈӑӆтуп» и переводится буквально «вошедшие», «входящие». Основными исполнителями таких сценок являются либо люди, либо лесные духи.
Такие сценки исполняются в первые дни праздника, после обязательного песни «Прихода людей с Печоры». Эти сценки входят в профанную часть праздника. Функция таких сценок – настроить слушателей на обряд, ввести их в особую лексику медвежьих игрищ.
Исторический аспект
Сценка «Њаврємән шавиты төӆӊән» записана в декабре 1993 года в п. Кышик Ханты-Мансйского района во время проведения медвежьих игрищ. Запись сделана Т.А. Молдановым и Т.А. Молдановой. Расшифровка текста, перевод, комментарий Т.А. Молданова.
Социологический аспект
В сценке «Њаврємән шавиты төӆӊән» представлена абсурдность социальных норм поведения.
Лингвистический аспект
В сценке «Њаврємән шавиты төӆӊән» даются параллелизмы к привычным выражениям.
Происхождение
Сценка «Њаврємән шавиты төӆӊән» десакрализует погребальную обрядность.
Сведения об особенностях ОНКННЮ
Состояние бытования
Традиционные сюжеты сохранены все, ритуальные действия при исполнении также хорошо сохраняются.
Риск исчезновения
Риск исчезновения ритуального пения достаточно высок. Он напрямую связан со знанием хантыйского языка, религиозных верований. В связи с промышленным освоением территорий традиционного природопользования, распространением межнациональных браков, отсутствием языковой среды, применения хантыйского языка сводится к нулю.
Исключительность / Ценность
Уникальная
Форма бытования
Традиционное ритуальное пение в сочетании с прозаическим исполнением фальцетом.