Традиции исполнения сценки "Щащи па хиӆэт" из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиции исполнения сценки "Щащи па хиӆэт" из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения сценки "Бабушка и внуки" из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

медведь, берлога, дедушка, бабушка, внуки

Описание

В сценке «Щащи па хиӆϵт» повествуется о том, что внуки или охотники идут в лес и нашли отверстие – вход в берлогу. В одном из вариантов, который исполняют дети и подростки, - они решили позвать бабушку. И поместили бабушку в отверстие, она исчезла в нем.

Во втором варианте, который был записан в 1993 году, Они его долго осматривают, пытаются просунуть шест. Он упирается во что-то мягкое. Решили поехать к старой бабушке, чтобы определить, кто же там находится. Бабушка, ссылаясь на свою дряхлость, не соглашается поехать. Охотники уговорили. По совету бабушки убивают охотники зверя, вытаскивают. Они не знают церемоний обращения с медведем и поэтому отказываются выполнять ритуальные действия. Все выполняет бабушка, ее действия непоследовательны, мысли перескакивают.

Этнологической аспект

Сценка «Щащи па хиӆϵт» относится к особой части обряда, который именуется исследователями «ӆуӈӑӆтуп» и переводится буквально «вошедшие», «входящие». Основными исполнителями таких сценок являются либо люди, либо лесные духи. Такие сценки исполняются в первый день праздника, после обязательного песни «Прихода людей с Печоры». Эти сценки входят в профанную часть праздника. Функция таких сценок – настроить слушателей на обряд, ввести  их в особую лексику медвежьих игрищ. Эта сценка «Щащи па хиӆϵт» носит юмористический и поучительный характер.

Исторический аспект

Одна из опубликованных сценок «Вәнтыты хәйӈӑн па щащи» была записана в 1993 году в с.п. Полноват во время проведения обряда. Исполнители: Молданов Герасим Никитич, Молданов Алексей Ефремович, Юхлымов Семен Иванович. Запись – Молдановой Татьяны Александровны и Молданова Тимофея Алексеевича. Второй вариант сценки «Щащи па хиӆϵт» был записан в 2015 году. Исполнители: Молданов Петр, Кравченко Александр, Тарлин Олег.

Социологический аспект

Сценка «Щащи па хиӆϵт» одна из наиболее популярных сценок, которую разыгрывают дети при изучении хантыйского языка, познания обряда «медвежьи игрища». Учатся играть дети – участники детских этнических стойбищ.

Лингвистический аспект

В сценке персонажи употребляют древнехантыйские слова, вышедшие из употребления. Это лексика потайного медвежьего языка – табу.

Происхождение

Эта сценка демонстрирует нарушения, которые совершили внуки.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
В настоящее время эту сценку «Щащи па хиӆϵт» исполняют в профанной части праздника в первый день проведения обряда. Ее активно играют воспитанники Тимофея Алексеевича Молданова, прошедшие занятия Окружной школы медвежьих игрищ.   
Риск исчезновения
Риск исчезновения сценки «Щащи па хиӆϵт» напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища. К таким сценкам приобщаются молодые люди, сюжет сценки довольно прост и имеет юмористический характер исполнения.  
Исключительность / Ценность
Ценность сценки «Щащи па хиӆϵт» в том, что она входит в репертуар обряда «Медвежьи игрища».
Форма бытования
Народный театр и прозаическое исполнение фальцетом

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное прозаическое исполнение фальцетом

Описание техники /технологии

Описание техники /технологии:

Входят двое мужчин, на них надета глухая суконная одежда, маски берестяные, в руках посохи (фото 2). Это двое внуков. Вслед за ними входит третий, на нем сверху еще накинут платок. Это старая бабушка.

Бабушка старая сидит дома, внуки пошли лесовать.

Давайте сходим в лес, сходим в разные стороны. Смотри, вот ходил, что видел. Вниз идёт чёрная дыра.

Второй внук подходит к бабушке, сидящей поодаль.

Бабушке помогает добраться до отверстия.

Давай бабушку в отверстие ногами сунем. Вот, смотри, ног нет. Вот теперь зада нет. Живота нет. Рук нет, а теперь головы нет. Вот теперь танцуем, говорит первый внук.

Бабушки совсем нет, с кем будет жить дедушка, говорит второй внук.

Все встают, танцуют по правой стороне, сделав три круга. Руки при этом подняты на уровне плеч, держа при этом в правой руке посохи. Уходят.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Активно к исполнению сценок жанра «ӆуӈӑӆтуп» привлекаются молодые люди. Сценка вошла в классический репертуар проведения обряда «медвежьи игрища»

Время Зимнее время
Периодичность Постоянно
Метод Рассказывание сказок
Исполнитель Взрослые члены семьи
Место В доме, в кругу семьи



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

театрализация ситуаций по демонстрации норм поведения


передача от исполнителя ученику, возможно, 3-5 ученикам


регулярное проведение занятий Окружной школы Медвежьих игрищ



Предметы

чучело медведя в жертвенной позе , Чаша для окуривания с чагой , чашка с угощением, чашка с чаем

суконный гусь «кувщ», подвязанные поясом, в количестве 3 штук , берестяная маска в количестве 3 штук , посох в количестве 3 штук, мужская зимняя меховая обувь в количестве 3 пар

Источники

Молданов Т.А., Сидорова Е.В. Медвежьи игрища: танцы и песни. – Ханты-Мансийск, 2010. – 440 с.

Текст и перевод Щащи па хилы - бабушка и внуки.docx