Традиция исполнения песни «Тут ӆєвәм Мосәм» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиция исполнения песни «Тут ӆєвәм Мосәм» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Традиция исполнения песни «Огнём опалённый Назым» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Назымские ханты, казымские ханты

Ключевые слова:

Назым, Тундровый зверь, Тундра, Перелески, речные гривы, «Тут ӆєвәм Мосәм», Огнём опалённый Назым

Описание

Песня «Тут ӆєвәм Мосәм» исполняется во второй день обряда.

Представлена история жизни медведя на земле. Он жил в бору около речки Маленький Назым – Пырь-Ях. Его добывает охотник и везет в селение в дом. А потом в селении проводят медвежьи игрища. Души медведя направляют на святые места.

Этнологический аспект

Песня «Тут ӆєвәм Мосәм» относится к жанру звериных песен, или медвежьих песен, именуемых «вой арат». Еще называют такие песни кайәяӈ арат, что в переводе с хантыйского «кай» означает ‘восхваление’. Песни этого жанра начинаются специальными словами, характерными именно для таких звериных песен:

Эту песню «Тут ӆєвәм Мосәм» поют по три или пять человек, взявшись за мизинцы, в такт пению поднимая и опуская руки. Так они кланяются медведю.

Исторический аспект

Песня представлена как историческая память рода Волдиных. Как человек из рода добыл зверя.

Социологический аспект

В песне «Тут ӆєвәм Мосәм» даются регламентирующие социальные установки людям при проведении обряда.

Лингвистический аспект

В тексте песни «Тут ӆєвәм Мосәм» прослеживается лексика, связанная с иносказательными названиями медведя. Образные названия дома, где проводятся медвежьи игрища.

Происхождение

Песня «Тут ӆєвәм Мосәм» является родовой песней Волдиных. Песней направления души медведя духом-покровителем.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

Песню «Тут ӆєвәм Мосәм» знает Т.А. Молданов. исполняется во время каждого проведения обряда.

Риск исчезновения

Риск исчезновения песни«Тут ӆєвәм Мосәм» напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища.

Исключительность / Ценность

Ценность песни «Тут ӆєвәм Мосәм» в том, что она входит в репертуар обряда «Медвежьи игрища».

Форма бытования

Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

Песня «Тут ӆєвәм Мосәм», как и все песни жанра «Кайөйәӈ арәт», исполняются перед головой медведя. В помещение заходит трое или пятеро исполнителей в ритуальных халатах, шапках, они кланяются голове, берут друг друга за мизинцы. Центральный исполнитель является ведущим. Он начинает петь, остальные ему подпевают с середины строки.

Закончив петь, повернувшись по солнцу вокруг себя нечетное количество раз, уходят.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Песня исполняется признанными мастерами фольклора.

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача, от исполнителя к ученику. Возможно 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Чаша для окуривания с чагой, чашка с угощением, чашка с чаем

Ритуальные халаты белого цвета, окантованные красной полосой, в количестве 3 штук, ритуальные шапки в количестве 3 штук

Источники

Сакральные песни медвежьего праздника казымских хантов / сост. Т.А. Молданов, науч. ред. О.В. Василенко, отв. ред. О.Э. Добжанская. – Якутск: Алаас, 2017. С. 88-105.

Текст Песня «Тут ӆєвәм Мосәм».docx