Традиция исполнения песни «Ан йухан» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиция исполнения песни «Ан йухан» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиция исполнения песни «Блюдо река» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

Ан йухан, ики, ньөрум вой, эви, Блюдо река

Описание

Песня «Ан йухан» исполняется в первый или во второй день обряда. Песня поется от лица зверя.

Живет на реке блюда реки мужчина, которого так и величают Мужчина блюда реки. Это приток реки Сосьва.

У мужчины была борода словно еловый мох. Были стрелы из белого железа и с тремя перьями. Много раз он был в схватке с лесным зверем.

Пять раз проводил медвежьи игрища.

Дальше повествуется о традиции проведения медвежьих игрищ.

Зверь станет покровителем дома, рода. Живущие в доме будут богаты на улов рыбы и на охоте. А еще мужчинам долгой жизни покровительствует.

Этнологический аспект:

Песня «Ан йухан» относится к жанру песен Кӑйөйәӈ ар, или медвежьих – звериных песен. Т.А. Молданов называет эти песни еще и эпическими. Эти песни повествуют не только об истории медведя, которого Торум спустил с неба на землю, но еще и об истории добычи медведя человеком. Каждая такая песня – это история одного человека и вместе с тем это история рода. Такие песни исполняются в начале каждого дня празднества – обычно это 3 или 5 песен.

Порядок исполнения эпических песен зависит от традиций. В зависимости от рода выстраивается последовательность исполнения песен. В таких песнях еще дополнительно даются функции рода – дублируются действия, которые обязательны для исполнения при добыче медведя.

Исторический аспект:

Песню «Ан йухан» впервые исполнил Сенгепов Петр иванович в 1991 году в с.п. Юильск Белоярского района. Была записана Молдановым Тимофеем Алексеевичем и Молдановой Татьяной Александровной.

Социологический аспект:

В песне «Ан йухан» даются регламентирующие социальные установки людям при проведении обряда.

Лингвистический аспект

В начале песни жанра эпических песен дается описание жизни медведя в лесу, природного мира глазами животного с точки зрения его деятельности с применением специальной табуированной лексики. А потом применяются устойчивые выражения и обороты, описывающие обрядовую традицию проведения медвежьих игрищ.

Зачин каждой эпической песни одинаков – это распев в соответствии с мотивом и ритмом песни: «Кай-ө-йәӈа-йө-йәӈа». Таков же и конец: «Кай-ө-йәӈа».

Происхождение

Песня «Ан йухан» является родовой песней.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
Песню «Ан йухан» знает Т.А. Молданов.br>
Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Ан йухан» напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища.

Исключительность / Ценность
Ценность песен из репертуара медвежьих игрищ в том, что они входят в состав всего обрядового действа. Песня «Ан йухан» относится к жанру «Кайөйәӈ арәт – «песни кайёй», восхваляющие медведя, описывающие его жизненный путь.

Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

Песня «Ан йухан», как и все песни жанра «Кайөйәӈ арәт», исполняются перед головой медведя (фото 1). В помещение заходит трое или пятеро исполнителей в ритуальных халатах, шапках, они кланяются голове, берут друг друга за мизинцы. Центральный исполнитель является ведущим. Он начинает петь, остальные ему подпевают с середины строки(фото 2).

Закончив петь, повернувшись по солнцу вокруг себя нечетное количество раз, уходят.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Появление новых исполнителей

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Ритуальные халаты белого цвета, окантованные красной полосой, в количестве 3 штук, ритуальные шапки в количестве 3 штук

Чаша для окуривания с чагой, чашка с чаем

Источники

Текст Песня «Ан йухан».docx