Традиция исполнения песни «Йєм эвәтты ар» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов
Традиция исполнения песни «Святость разрезающая песня» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов
Этнокультурная принадлежность:
Казымские ханты
Казымские ханты
Песня исполняется в последний день игрищ, она является песней, относящейся к разряду переходных, которые закрывают сценки бытового характера. После этой песни-диалога начинается представление божеств МИШ – исполнение песнопений жанра миш ар.
В песне-молитве «Ем эватты ар» ‘Святость отрезающая песня’ приходят муж и жена, они строго-настрого запрещают в дальнейшем произносить неприличные слова и совершать непристойные действия.
Песня «Йєм эвәтты ар» относится исследователями к жанру медиальных, или переходных. Так в последний день обряда – это может быть четвертый или пятый день – исполняется песня «Иӆы вухәӆты ар» («Спуска медведя с неба»), следом за ней поют песню-диалог «Ворӈат имϵӈән-икϵӈән» («Вороны муж и жена»). И уже после этого исполняют «Йєм эвәтты ар» («Святость разрезающая песня»). К медиальному жанру относится специальная песни «Вусы ёваӆты ар» ‘Паутину (сажу) разметающая песня’, которая исполняется следующей.
Эта песня неоднократно фиксировалась исследователями на протяжении нескольких десятилетий. В разных вариациях приходили муж и жена с разных рек. Один из вариантов не был опубликован.
В песне персонажи просят не сердиться присутствующих на них и на их действия, что они пришли очищать помещение. Также они просят не говорить непристойных слов и не совершать непристойных поступков.
Персонажи подробно описывают территорию, откуда они пришли. В данной песне повествуется, что они пришли в реки Назым – притока реки Обь. Есть варианты песен, где повествуется, что персонажи приходят с реки Иртыш.
Традиция исполнения песни «Йєм эвәтты ар» появилась с момента, когда стали очищать помещение – окуривать – это период, когда сложилась цельность обряда.
В настоящее время песню «Йєм эвәтты ар» исполняют только признанные мастера фольклора Молданов Тимофей Алексеевич и Ерныхов Андрей Александрович. Их помощники Тарлин Яков Никифорович и Тарлин Георгий Яковлевич, которые очищают помещение.
Риск исчезновенияРиск исчезновения ритуального пения напрямую связан с проведением обряда «медвежьи игрища».
Исключительность / ЦенностьЭта песня «Йєм эвәтты ар» уникальная, она входит в комплекс обрядов «Медвежьи игрища». уникальная.
Форма бытованияТрадиционное ритуальное пение.
Ритуальное песнопение и танец
В помещение входят трое исполнителей: один – в халате, ритуальной шапке и рукавицах, в левой руке – стрела с железным наконечником, в правой - посох, второй – в халате и рукавицах, голова покрыта платком, в одной руке – шкурки животных, второй рукой придерживает посох первого. Третий исполнитель стоит позади всех, на нем надет халат и рукавицы, голова покрыта платком, в руках металлическая чашка с дымящим березовым грибом. Они кланяются зверю. Первый начинает петь, а третий идет по солнцу в помещении, совершая движения руками, в которых тарелка с грибом.
Сделав три круга по помещению, уходит. Второй подходит к голове зверя, кланяется и начинает совершать круги по солнцу, танцуя. Движения медленные, ноги сгибает в коленях, при этом взмахивает по очереди руками от себя вверх, движения плавные, тем самым разметает шкурками в разные стороны. И так совершает семь кругов. Потом кланяются оба и, повернувшись по солнцу, уходят.
Появление новых исполнителей
Время | Зимнее время |
---|---|
Периодичность | Раз в год |
Метод | Проведение медвежьих игрищ |
Исполнитель | Мужчины старшего возраста |
Место | с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск |
Передача традиционного песнопения
Время | Круглый год |
---|---|
Периодичность | Несколько раз в году |
Метод | Обучение на научно-практических семинарах, во время проведения обряда |
Исполнитель | Признанные мастера фольклора |
Место | с. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск |
Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.
Время | Круглый год |
---|---|
Периодичность | Несколько раз в году |
Метод | Несколько раз в году |
Исполнитель | Признанные мастера фольклора |
Место | г. Ханты-Мансийск, с. Казым Белоярского района |
Частота выражения |
Средства выражения |
Способы передачи |
Факторы, способствующие распространению |
---|---|---|---|
периодически |
традиционное пение |
непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников |
регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества |