Традиции исполнения сценки «Щатьщащи па хилєӊән» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиции исполнения сценки «Щатьщащи па хилєӊән» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения сценки «Дедушка и внуки» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

болезнь, дедушка, мухомор, семь, три, заболел, отец, луток

Описание

Сценка «Щатьщащи па хилєӊән» из серии наказаний за нарушение правил поведения в лесу и обращения к шаману за помощью. Один из братьев тяжело заболел. Чтобы выяснить причину заболевания, обращаются к своему старому деду-шаману. Тот узнает, что во всем виноват их покойный отец. В голодный год он нарушил пищевой запрет, съел яйца сапсана, а также срубил дерево на священном месте. Чтобы исправить ситуацию, необходимо принести в жертву семь оленей, что они и делают.

Этнологический аспект

Сценка «Щатьщащи па хилєӊән» относится к особой части обряда, который именуется исследователями «ӆуӈӑӆтуп» и переводится буквально «вошедшие», «входящие». И сценка входит в блок сценок с участием шамана. По терминологии, принятой у народа, такие сценки называют «щарт». В них в игровой форме представлены способы камлания, а также причины, побудившие обратиться к шаману, обращения к духам, кто из них оказывает помощь, обстоятельства и результат камлания. Основные причины обращения: потеря удачи на охоте и рыбалке; болезнь охотника или членов семьи; пропажа оленей или их уничтожение волками. Как правило, шаман отказывается гадать. После долгих уговоров соглашается. Процесс камлания происходит разными способами: без имитации возбуждающих средств; имитация вхождения в экстаз посредством поедания мухоморов.

Процесс камлания происходит с применением бубна или топора. После камлания узнают о причинах:

Приносят в жертву символические фигурки «нянь вой», сделанные из теста.

Исторический аспект

Этнограф Чернецов В.Н. описывал подобные сценки ещё в начале 20 века. Он писал, что такие тулыглапы – сценки на мансийском языке – заканчиваются тремя сценами:

Маски приносят в жертву символических животных из теста, называемые «нянь вой». Фигурки убивают посохами, разделяют и раздают всем присутствующим, сопровождая выражениями. Тем, кто попробовал пищу, должно поедание принести счастье.

Социологический аспект

В сценке «Щатьщащи па хилєӊән» демонстрируется нарушение традиций установленных правил – братья наказаны. Проводится искупительная жертвоприношение и болезнь отходит.

Лингвистический аспект

В сценке персонажи употребляют древнехантыйские слова, вышедшие из употребления. Это лексика потайного медвежьего языка – табу.

Происхождение

Сценка «Щатьщащи па хилєӊән» исполняется в ходе ритуальных песнопений в форме лунгалтуп (сценки).

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

В настоящее время эту сценку «Щатьщащи па хилєӊән» исполняют в профанной части праздника во второй день проведения обряда. Ее активно играют воспитанники Тимофея Алексеевича Молданова, прошедшие занятия Окружной школы медвежьих игрищ.

Риск исчезновения

Риск исчезновения сценки «Щатьщащи па хилєӊән» напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища. К таким сценкам приобщаются молодые люди, сюжет сценки довольно прост, но имеет поучительный характер.

Исключительность / Ценность

Традиция исполнения сценки «Щатьщащи па хилєӊән» уникальна – с архаическими приёмами исполнения шаманских мотивов. В настоящее время данные приёмы разделения слов на несколько строк известны только у алтайских кайчи.

Форма бытования

Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное прозаическое исполнение фальцетом

Описание техники /технологии

Входят трое. Один садится подальше от центра, это дедушка. Двое – внуки.

Двое кричат, подражая крику собаки.

Дедушка спрашивает их, что случилось, они показывают на заднее место и признаются, что заболели. Дедушка вздыхает. Объясняет, что сам он уже не может определить причину. Приглашают шамана. Он гадает и определяет, что по причине нарушения запрета, сделанного в голодный год, заболели. Необходимо принести в жертву семь оленей. Втроем делают жертвоприношение, разделяют на кусочки. Угощают присутствующих, при этом шутят. Раздав кусочки испеченных фигурок – символическое мясо, уходят.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Активно к исполнению сценок жанра «ӆуӈӑӆтуп» привлекаются молодые люди. Сценка вошла в классический репертуар проведения обряда «медвежьи игрища»
Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

театрализация ситуаций по демонстрации норм поведения


передача от исполнителя ученику, возможно, 3-5 ученикам


регулярное проведение занятий Окружной школы Медвежьих игрищ



Предметы

Источники

Земля кошачьего локотка. Кань кунш оӆӑӈ / Сост. Т.А. Молданов. – Ханты-Мансийск, 2010. Вып. 5. С. С. 46 – 58.

Медвежьи игрища. Первый день: научно-методическое пособие / Сост. Т.А. Молданов. – Ханты-Мансийск, 2019. С. 164 – 179.

Молданов Т.А., Сидорова Е.В. Медвежьи игрища: танцы и песни. – Ханты-Мансийск, 2010. – 440 с.

Текст и перевод " Щатьщащи па хилєӊән" - дедушка и внуки.docx