Описание
Песня «Касәм ими мойӆәты йӑӊхты ар» («Песнопение о гостевании Казымской богини») относится к жанру песен «миш ар» - это песни, приносящие удачу. Это песня, как и другие песни этого жанра, исполняются от имени духа-покровителя. На исполнители надет ритуальный халат красного цвета, на голове платок светлых тонов, на руках – ритуальные рукавицы, в руках стрела с железным наконечником. Песня повествует о новом этапе ее жизни.
Этнологический аспект
Касум ими поет, что живет она в верховьях Казыма, а ее дочь замужем за Ем вош ай вэрт и живет на реке Обь. Она скучает по дочери, спрашивает всех проезжающих, если они что-то слышали. Но никто ничего не знает. Тогда Касум ими сама отправляется в путь. Описывает земли, какие проезжает. На Оби встречается с покровительницей Калтащ. Она сообщает, что в селе Вежакоры идут игры медвежьи, ее дочь находится там. Касум ими доплыла до Вежакор, встречается с дочерью, целуются, обнимаются.
Исторический аспект
Песня «Касәм ими мойӆәты йӑӊхты ар» была исполнена и зафиксирована в 1991 году на Сюньюгане во время проведения обряда «медвежьи игрища». Записана в декабре 1993 года в п. Кышик Ханты-Мансийского района от Петра Ивановича Сенгепова. Он родом с реки Лямин Сургутского района. Жил в стойбище Мевтанг лор, между реками Казым и Сюнь-юган.
Социологический аспект
В песне «Касәм ими мойӆәты йӑӊхты ар» повествуется о родственных связях духа-покровителя Касум ими. Она рассказывает о своей дочери, живущей на Оби. Следует отметить, что у духов-покровителей тоже сложились устойчивые родственные связи, которые поддерживаются, каждый родственник согласно рангу почитается.
Лингвистический аспект
У духа-покровителя Касум ими различные названия. Люди рода хранителей Казымского духа называют «щащи», в буквальном переводе бабушка по отцу. Иногда называют «пупи щащи». «Пупи» с хантыйского языка переводится медведь. Объясняли: пупи – она дух. Это слово было заимствовано у манси.
Происхождение
Казымская богиня – покровительница хантов, живущих в верховьях реки Казым. Она считается «приколенным», т.е. домашним, духом рода Молдановых и Сенгеповых.
Сведения об особенностях ОНКННЮ
Состояние бытования
Риск исчезновения песни «Касум ими касăӆты ар» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни проживает в Ханты-Мансийске, другой в п. Казым Бытование этой песни напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится.
Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Касум ими касăӆты ар» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни проживает в Ханты-Мансийске, другой в п. Казым Бытование этой песни напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится.
Исключительность / Ценность
Ценность песен из репертуара медвежьих игрищ в том, что они входят в состав всего обрядового действа.
Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.