Традиции исполнения песни «Мосўм ики» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиции исполнения песни «Мосўм ики» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения песни «Песня покровителя реки Назым» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

казымские ханты

Ключевые слова:

река Назым, река Назым, Сортанг, Сопка

Описание

Песня «Мосум ики ар» исполняется в первый или в третий день обряда «медвежьи игрища». Песню поет сольно один человек в суконном гусе. На лицо надета берестяная маска. В руке деревянный посох.

Этнологический аспект:

Песня духа-покровителя реки Мосум, правого притока реки Обь. Он поет о том, что, когда мужчина идет на охоту, необходимо поставить угощение, чтобы была удачная охота. Если поставят перед установкой рыболовного запора олененка, то их ждет изобилие мелкой рыбы. Эта песня относится к категории песни покровителей местности. Жанр «Миш арӑт» песни духов-покровителей рек, озёр, поселений.

Исторический аспект

Записана на магнитофон в январе 1984 года Сенгеповым Алексееем Михайловичем в с. Юильск Белоярского района от Николая Яковлевича Тарлина. Он родом с реки Помут Березовского района. Жил в Помуте, Юильске, всегда в стойбищах.

Социологический аспект

На медвежьих игрищах все божества приходят определенной последовательности, соблюдая своеобразную иерархию.

Лингвистический аспект

Название божества происходит от названия реки Назым, которой он яляется покровителем.

Происхождение

Покровитель реки назым – Мосуи ики является сыном самой близкой подруги Казымской богини. Он ведает рыбным промыслом.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
В настоящее время эту песню «Мосум ики ар» исполняет Ерныхов Андрей Александрович и Молданов Тимофей Алексеевич.
Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Мосум ики ар» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни проживает в Ханты-Мансийске, другой в п. Казым Бытование этой песни напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится.
Исключительность / Ценность
Ценность песен из репертуара медвежьих игрищ в том, что они входят в состав всего обрядового действа.
Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение с исполнением танца

Описание техники /технологии

Исполнитель входит в помещение с деревянным посохом. Встает перед головой медведя и начинает петь песню. Стоит на месте, слегка приседая. При исполнении песни исполнитель, стоя на месте, делает шаг назад правой ногой, потом вперед, переставляя левую ногу в сторону. Левая рука при этом опущена вниз вдоль тела, в правой руке посох (фото 2). Закончив петь песню, исполнитель двигается вперед к голове, потом начинает танцевать. Делает 3-5-7 кругов. Танцует на полусогнутых ногах, руки вытягивает вперед, в сторону, посох перекидывает с одной руки на другую. Руки сжаты в кулак. Уходит.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Другим участникам обряда послушать, сделать цифровую запись песни для дальнейшего заучивания.

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, п. Казым Белоярского района



Развитие

В этом случае текст будут знать новые исполнители репертуара обряда «Медвежьи игрища»

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «Медвежьи игрища», или обучающих семинаров, или занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место Школа Медвежьих игрищ в Окружном Доме народного творчества



Популяризация

Это возможность приобщать к обряду новых учеников Окружной школы Медвежьих игрищ

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в году
Метод Выступление на различных фестивалях, конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Участники Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение и исполнение танца

непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Источники

Песни реки Казым в собрании Окружного Дома народного творчества, г. Ханты-Мансийск: научно-методическое пособие / сост. Т.А. Молданов. – Тюмень: АО «Тюменский издательский дом», 2019. С. 192-205

Текст Мосўм ики