Традиции исполнения песни «Мосўм ики» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов
Традиции исполнения песни «Песня покровителя реки Назым» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов
Этнокультурная принадлежность:
казымские ханты
Ключевые слова:
река Назым, река Назым, Сортанг, Сопка
Описание
Песня «Мосум ики ар» исполняется в первый или в третий день обряда «медвежьи игрища». Песню поет сольно один человек в суконном гусе. На лицо надета берестяная маска. В руке деревянный посох.
Этнологический аспект:
Песня духа-покровителя реки Мосум, правого притока реки Обь. Он поет о том, что, когда мужчина идет на охоту, необходимо поставить угощение, чтобы была удачная охота. Если поставят перед установкой рыболовного запора олененка, то их ждет изобилие мелкой рыбы. Эта песня относится к категории песни покровителей местности. Жанр «Миш арӑт» песни духов-покровителей рек, озёр, поселений.
Исторический аспект
Записана на магнитофон в январе 1984 года Сенгеповым Алексееем Михайловичем в с. Юильск Белоярского района от Николая Яковлевича Тарлина. Он родом с реки Помут Березовского района. Жил в Помуте, Юильске, всегда в стойбищах.
Социологический аспект
На медвежьих игрищах все божества приходят определенной последовательности, соблюдая своеобразную иерархию.
Лингвистический аспект
Название божества происходит от названия реки Назым, которой он яляется покровителем.
Происхождение
Покровитель реки назым – Мосуи ики является сыном самой близкой подруги Казымской богини. Он ведает рыбным промыслом.
Сведения об особенностях ОНКННЮ
Состояние бытования
В настоящее время эту песню «Мосум ики ар» исполняет Ерныхов Андрей Александрович и Молданов Тимофей Алексеевич. Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Мосум ики ар» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни проживает в Ханты-Мансийске, другой в п. Казым Бытование этой песни напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится. Исключительность / Ценность
Ценность песен из репертуара медвежьих игрищ в том, что они входят в состав всего обрядового действа. Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.
Место бытования
Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования
Техники исполнения
Тип техники /технологии
Ритуальное песнопение с исполнением танца
Описание техники /технологии
Исполнитель входит в помещение с деревянным посохом. Встает перед головой медведя и начинает петь песню. Стоит на месте, слегка приседая. При исполнении песни исполнитель, стоя на месте, делает шаг назад правой ногой, потом вперед, переставляя левую ногу в сторону. Левая рука при этом опущена вниз вдоль тела, в правой руке посох (фото 2). Закончив петь песню, исполнитель двигается вперед к голове, потом начинает танцевать. Делает 3-5-7 кругов. Танцует на полусогнутых ногах, руки вытягивает вперед, в сторону, посох перекидывает с одной руки на другую. Руки сжаты в кулак. Уходит.
Лица, имеющие отношение
Молданов Тимофей Алексеевич
Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie, с целью сбора статистики посещаемости сайта и персонализации предложений, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Политика конфиденциальности