Описание
Песня «Амня тый атэлт ики» исполняется в первый или в третий день обряда «медвежьи игрища». Песню поет сольно один человек в суконном гусе. На лицо надета берестяная маска. В руке деревянный посох.
Этнологический аспект
Песня духа-покровителя реки Амня, левого притока реки Казым. Он поет о том, что, когда мужчина идет на охоту, необходимо поставить угощение, чтобы была удачная охота. Эта песня относится к категории песни покровителей местности. Жанр «Миш арӑт» песни духов-покровителей рек, озёр, поселений.
Исторический аспект:
Записана на магнитофон в январе 1991 года Мазур Ольгой Валентиновной в с. Юильск Белоярского района от Петра Ивановича Сенгепова. Он родом с реки Лямин Сургутского района. Жил в стойбище Мевтанг лор, между реками Казым и Сюнь-юган. Социологический аспект Отношения духов миш с людьми складываются на договорной основе. Договором служит жертва, проводимая непосредственно на месте промысла – горячая пища, чай, отрез ткани с просьбой удачи на промысле.
Лингвистический аспект:
Название божества происходит от названия реки Амня, притока, впадающего в реку Казым. Амня ики является покровителем реки Амня.
Происхождение:
Амня ики ар владеет рекой Амня, также флорой и фауной этой территории.
Состояние бытования
В настоящее время эту песню «Амня тый атэлт ики» исполняет Ерныхов Андрей Александрович и Молданов Тимофей Алексеевич.
Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Амня тый атэлт ики» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни проживает в Ханты-Мансийске, другой в п. Казым Бытование этой песни напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится.
Исключительность / Ценность
Ценность песен из репертуара медвежьих игрищ в том, что они входят в состав всего обрядового действа. Еще там называются предписания свыше как вести охотнику себя в природе.
Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.