Традиции исполнения песни «Сөрум ики ар» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиции исполнения песни «Сөрум ики ар» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения песни «Песня Сорумского мужчины» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

казымские ханты

Ключевые слова:

река Сорум, река Казым, Сорум ики

Описание

Песня «Сөрум ики ар» исполняется в первый или в третий день обряда «медвежьи игрища». Песню поет сольно один человек в суконном гусе. На лицо надета берестяная маска. В руке деревянный посох.

Этнологический аспект:

Песня духа-покровителя реки Сорум, правого притока реки Казым. Он поет о том, что, когда мужчина идет на охоту, необходимо поставить угощение, чтобы была удачная охота. Эта песня относится к категории песни покровителей местности. Жанр «Миш арӑт» песни духов-покровителей рек, озёр, поселений.

Исторический аспект

Записана на магнитофон в январе 1991 года Мазур Ольгой Валентиновной в с. Юильск Белоярского района от Петра Ивановича Сенгепова. Он родом с реки Лямин Сургутского района. Жил в стойбище Мевтанг лор, между реками Казым и Сюнь-юган.

Социологический аспект

Отношения духов миш с людьми складываются на договорной основе. Договором служит жертва, проводимая непосредственно на месте промысла – горячая пища, чай, отрез ткани с просьбой удачи на промысле.

Лингвистический аспект

Название божества происходит от названия реки Сорум , которой он является покровителем.

Происхождение

Сорум ики ар владеет рекой Сорум, также флорой и фауной этой территории.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
В настоящее время эту песню «Сөрум ики ар» исполняет Ерныхов Андрей Александрович и Молданов Тимофей Алексеевич.
Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Сөрум ики ар» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни проживает в Ханты-Мансийске, другой в п. Казым Бытование этой песни напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится.
Исключительность / Ценность
Ценность песен из репертуара медвежьих игрищ в том, что они входят в состав всего обрядового действа.
Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

ритуальное песнопение с исполнением танца

Описание техники /технологии

Исполнитель входит в помещение с деревянным посохом. Встает перед головой медведя и начинает петь песню. Стоит на месте, слегка приседая. При исполнении песни исполнитель, стоя на месте, делает шаг назад правой ногой, потом вперед, переставляя левую ногу в сторону. Левая рука при этом опущена вниз вдоль тела, в правой руке посох. Закончив петь песню, исполнитель двигается вперед к голове, потом начинает танцевать. Делает 3-5-7 кругов. Танцует на полусогнутых ногах, руки вытягивает вперед, в сторону, посох перекидывает с одной руки на другую. Руки сжаты в кулак. Уходит.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Другим участникам обряда послушать, сделать цифровую запись песни для дальнейшего заучивания.
Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, п. Казым Белоярского района



Развитие

В этом случае текст будут знать новые исполнители репертуара обряда «Медвежьи игрища»
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «Медвежьи игрища», или обучающих семинаров, или занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место Школа Медвежьих игрищ в Окружном Доме народного творчества



Популяризация

Это возможность приобщать к обряду новых учеников Окружной школы Медвежьих игрищ
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в году
Метод Выступление на различных фестивалях, конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Участники Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

 

традиционное пение и исполнение танца 

непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Источники

Песни реки Казым в собрании Окружного Дома народного творчества, г. Ханты-Мансийск: научно-методическое пособие / сост. Т.А. Молданов. – Тюмень: АО «Тюменский издательский дом», 2019. С. 54-62.

Песня Сөрум ики ар