Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме»
Песня «Солнышко – мама»
Этнокультурная принадлежность:
коми – ижемцы (коми – зыряне) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Ключевые слова:
Солнышко – мама, Шондiэ маме, Шондые маме
коми – ижемцы (коми – зыряне) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Солнышко – мама, Шондiэ маме, Шондые маме
Песня женщины о своей трудной доле. Песня народная. Женщина в песне рассказывает о том, как ее отдали замуж в большую семью на чужбину, при встрече ее родная матушка не узнала – поблек румянец, нет украшений, одежда изношена.
Песня коми- ижемцев (коми-зырян, как сами себя называют казымские коми-ижемцы)
Исполнитель песни Канева Мавра Михайловна слышала песню у разных людей, мотив и несколько куплетов песни слышала от своей мамы, Каневой (Вокуевой) Парасковьи Фотеевны, 1914 года рождения. Исполняла эту песню также Канева Фелицата Федуловна, 1922 года рождения. Слышала эту песню от женщин - зырян с. Саранпауль Березовского района, сделала запись на аудиокассету. Слышала эту песню в с. Мужи ЯНАО. Канева Мавра Михайловна исполняет казымский вариант песни.
В сборнике «Коми народные песни. Том первый. Вычегда и Сысола» А.К. Микушев, П.И. Чисталев, Сыктывкар. МГП «Шыпас», 1993 г. напечатаны 2 варианта песни «Шодыой- мамой» и «Шондiэй-мамей». Копии прилагаются.
История переселения коми-ижемцев за Урал в приложении.
Песня «Шондыэ маме» - единственная песня, которую коми – ижемцы перевезли за Урал. Слова и мотив Мавра Михайловна восстановила по памяти, из старых записей. Является единственным исполнителем казымского варианта песни.
Риск исчезновенияРиск исчезновения велик, в настоящее время в селе Казым мало кто говорит на языке коми и сохраняет традиционную культуру. Исполнителей фольклора коми-ижемцев в селе нет.
Исключительность / ЦенностьУникальная ценность фольклорных песен коми-ижемцев в том, что они сумели сохранить песенный фольклор на новой территории, проживая среди хантов. На протяжении долгих лет у песни появился казымский вариант песни.
Форма бытованияАутентичная и сценическая
Исполнение песни
Исполнительница Мавра Михайловна Канева в силу преклонного возраста уже реже исполнят фольклорные песни.
Время | Не фиксируется |
---|---|
Периодичность | Постоянно |
Метод | Вокальное исполнение |
Исполнитель | Канева Мавра Михайловна |
Место | с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Время | Не ограничено |
---|---|
Периодичность | Постоянно |
Метод | Вокальное исполнение |
Исполнитель | Фольклорные коллективы коми-ижемцев |
Место | с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Частота выражения |
Средства выражения |
Способы передачи |
Факторы, способствующие распространению |
---|---|---|---|
Периодически |
Пение |
Выступление фольклорного коллектива, выпуск аудиосборника |
Аудио-фиксация; публикации в методических, вокальных сборниках; обеспечение пополнения репертуара самодеятельных творческих коллективов данной песней. |
Историко-культурный очерк поселения коми-зырян в бассейне реки Казым, К.А. Суббота
О казымских коми (в продолжение темы о расселении и освоении Сибири) Анастасия Васильева