Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме»

Песня «Солнышко – мама»

Этнокультурная принадлежность:

коми – ижемцы (коми – зыряне) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Ключевые слова:

Солнышко – мама, Шондiэ маме, Шондые маме

Описание

Песня женщины о своей трудной доле. Песня народная. Женщина в песне рассказывает о том, как ее отдали замуж в большую семью на чужбину, при встрече ее родная матушка не узнала – поблек румянец, нет украшений, одежда изношена.

Лингвистический аспект

Песня коми- ижемцев (коми-зырян, как сами себя называют казымские коми-ижемцы)

Происхождение:

Исполнитель песни Канева Мавра Михайловна слышала песню у разных людей, мотив и несколько куплетов песни слышала от своей мамы, Каневой (Вокуевой) Парасковьи Фотеевны, 1914 года рождения. Исполняла эту песню также Канева Фелицата Федуловна, 1922 года рождения. Слышала эту песню от женщин - зырян с. Саранпауль Березовского района, сделала запись на аудиокассету. Слышала эту песню в с. Мужи ЯНАО. Канева Мавра Михайловна исполняет казымский вариант песни.

В сборнике «Коми народные песни. Том первый. Вычегда и Сысола» А.К. Микушев, П.И. Чисталев, Сыктывкар. МГП «Шыпас», 1993 г. напечатаны 2 варианта песни «Шодыой- мамой» и «Шондiэй-мамей». Копии прилагаются.

История переселения коми-ижемцев за Урал в приложении.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

Песня «Шондыэ маме» - единственная песня, которую коми – ижемцы перевезли за Урал. Слова и мотив Мавра Михайловна восстановила по памяти, из старых записей. Является единственным исполнителем казымского варианта песни.

Риск исчезновения

Риск исчезновения велик, в настоящее время в селе Казым мало кто говорит на языке коми и сохраняет традиционную культуру. Исполнителей фольклора коми-ижемцев в селе нет.

Исключительность / Ценность

Уникальная ценность фольклорных песен коми-ижемцев в том, что они сумели сохранить песенный фольклор на новой территории, проживая среди хантов. На протяжении долгих лет у песни появился казымский вариант песни.

Форма бытования

Аутентичная и сценическая

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Исполнение песни

Сведения о действиях

Сохранение

Исполнительница Мавра Михайловна Канева в силу преклонного возраста уже реже исполнят фольклорные песни.

Время Не фиксируется
Периодичность Постоянно
Метод Вокальное исполнение  
Исполнитель Канева Мавра Михайловна
Место с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры




Развитие

Время Не ограничено
Периодичность Постоянно
Метод Вокальное исполнение  
Исполнитель Фольклорные коллективы коми-ижемцев
Место с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры




Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

Периодически

Пение

Выступление фольклорного коллектива, выпуск аудиосборника

Аудио-фиксация; публикации в методических, вокальных сборниках; обеспечение пополнения репертуара самодеятельных творческих коллективов данной песней.




Предметы

Источники

Историко-культурный очерк поселения коми-зырян в бассейне реки Казым, К.А. Суббота

О казымских коми (в продолжение темы о расселении и освоении Сибири) Анастасия Васильева

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 2 (13), 152 К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗЫМСКИХ КОМИ В 1920–1930-е гг. Н.А. Лискевич, В.В. Фарносова

История переселения коми.docx

Песня "Шондыэ маме".docx