Традиция исполнения песни-танца «Мосум ики мит хө» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиция исполнения песни-танца «Мосум ики мит хө» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Назымские ханты, казымские ханты

Ключевые слова:

Обь, Назым, Сортаӈ, рыба, мелкая рыба, запор

Описание

Песня-танец «Мосум ики мит хө» исполняется в последний день медвежьих игрищ. На исполнителя песни-танца одевают халат белого цвета, ритуальную конусовидная шапочку и рукавицы. На Назыме исполнителю вместо конусовидной ритуальной шапочки надевает шкуру рыжей лисицы, связывая концы на затылочной части веревочкой, имитируя меховую шапку. Для ханты, проживающих на реке Назым, основная функция покровителя Мосум ики мит хө – отправка рыбы на нерест в бассейн реки Назым. Также он даёт удачу людям на рыбалку и охоту.

Этнологический аспект:

Песня «Мосум ики мит хө» относится к жанру миш арат ‘песни духов-покровителей рек, озер, поселений’. Еще такой жанр называют халевн арат ‘дневные песни’. Духи-покровители миш во время обряда приносят с собой всем присутствующим удачу.

Исторический аспект

Появление Мосум ики мит хө относится ко времени, когда сыновья Торума уже не творили богов. Это период заселения реки Назым.

Социологический аспект

В песне «Мосум ики мит хө» даются регламентирующие социальные установки людям при ловле рыбы в бассейне реки Назым.

Лингвистический аспект

Устоявшее название духа-покровителя Мит хө, а вот в песне его имя звучит как Лэв, что означает ‘рукастый’ или удлиненные руки. Покровитель представляется нам в буквальном переводе ‘слуга назымского покровителя’. Такое название дано по характеристике персонажа, рукастый – значит, успевающий, быстрый.

Происхождение

Местонахождение этого духа-покровителя – среднее течение реки Назым, напротив старого селения Вершина.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
Песню «Мосум ики мит хо» знают и исполняют Тимофей Алексеевич Молданов, Андрей Александрович Ерныхов. Основным исполнителем этой песни в настоящее время является Молданов Михаил Алексеевич.
Риск исчезновения
Риск исчезновения песни«Мосум ики мит хо» напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища.
Исключительность / Ценность
Ценность песни «Мосум ики мит хо» в том, что она входит в репертуар обряда «Медвежьи игрища».
Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

В помещение входит исполнитель песни-танца «Мосум ики мит хо», На исполнителе надет халат белого цвета, шапочка и руквицы, в правой руке держит посох-стрелу с железным наконечником. Он опирается на него словно на посох. Встает перед головой медведя и начинает петь песню. Стоит на месте, слегка приседая. При исполнении песни он стоит на одном месте, делает шаг назад правой ногой, потом вперед, переставляя левую ногу в сторону. Левая рука при этом опущена вниз, вдоль тела, в правой руке посох. Закончив петь песню, исполнитель исполняет танец, он начинает двигаться вперед к голове медведя, кланяется. Совершает круговые движения по солнцу на полусогнутых ногах. Руки вытягивает вперед, потом в разные стороны, при этом перекидывает посох с одной руки в другую. Пальцы сжаты в кулак. По желанию исполнитель совершает в танце 3-5-7 кругов.

Уходит спиной к выходу, где его встречает человек, который делает ему специальные движения по спине – царапает спину. Покидают помещение.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Тарлин Яков Никифорович

Тарлин Яков Никифорович

Мастер фольклора, Народный мастер России

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Песня исполняется представителями рода при их отсутствии и другими признанными мастерами фольклора.
Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Исполнение песни-танца
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «Медвежьи игрища», или обучающих семинаров, или занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Наставничество
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Это возможность приобщать к обряду новых учеников Окружной школы Медвежьих игрищ
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в году
Метод Театрализованные постановки
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

 

традиционное пение

непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

ритуальные халаты: один белого цвета, ритуальный посох, рукавицы, шапочка

чучело медведя в жертвенной позе

Источники

Песни реки Казым: научно-методическое пособие / Т.А. Молданов, А.А. Рещиков. – Тюмень: АО «Тюменский издательский дом». Вып. 2. Серия «Из собрания Окружного Дома народного творчества», 2020. С. 52-56.