Технология изготовления ловушки давящего типа на боровую дичь «сaсtх» аганских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Технология изготовления ловушки давящего типа на боровую дичь «сaсtх» аганских хантов

Технология изготовления ловушки давящего типа на боровую дичь «Слопец на глухаря» аганских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Традиционное ремесло аганских ханты

Ключевые слова:

охота, ловушка, самолов, слопец, глухарь, боровая птица

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский (сургутский диалект)

Сэсbу, Сqсеу, Лўк сqсеу, сaсtх

Язык наименования: русский

Слопец, Самолов, Слопец на глухаря, Ловушка давящего типа

Описание

Охотники-промысловики боровую птицу добывают различными самоловами, начиная от петель до приспособлений давящих птицу опадным устройством. Хороший промысловик ставит сотни ловушек, размещая их по местам скопления глухарей.
Среди всех ловушек именно давящего типа ловушка наиболее популярна, их еще называют слопцами. Устройство ловушки простое, даже примитивное. На его изготовление не тратится много времени.
Верхняя часть слопца традиционно изготавливается из двух бревен, реже используется большая доска. Под давящими брёвнами устанавливается «сторожка», которую птица приводит в действие, проходя через своеобразный коридор под опадным устройством слопца, сверху на него падает либо доска, либо давящие бревна. Придавленное пернатое уже никуда деться не может.
Слопец устанавливают на тропе или местности где глухари бродят в поисках гальки. С целью постоянного действия ловушек охотники используют дополнительную приманку.
Направляющий коридор слопца промысловики создают при помощи кольев или небольших веток
Самолов – ловушка давящеготипа, слопец – Сqсеу
Слопец на глухаря – Лўк сqсеу
Датировка: 01.08.1991 г.
Материал: дерево, ручное производство
Техника: деревообработка.
Размеры: высота от земли до давящих бревен – 57см, длина по давящим бревнам. –530см, ширина прохода (коридора). – 50 см
Традиционная ловушка Аганских ханты, изготовленная из деревянных кольев, дранок, плашек, щепы и бревен.
Имеет вид изгороди с одним, двумя или несколькими проходами (коридорами, проходами типа пасти) (рис. 5)

Лингвистический аспект

У хантов бытует несколько названий такой ловушки. Самое распространенное среди них – слопец. Это название ловушки на сибирском говоре русского языка. Правильнее к термину сqсеу употребить перевод слопец. Такие слопцы устанавливают на дичь, боровую дичь. Не случайно есть термин лўк сqсеу– слопец на глухаря.
Сqсеу – слопец;
Сqсеу al– ряд слопцов;
Лўк сqсеу–слопец на глухаря;
Отдельно даем термины предметов, из которых изготавливается ловушка, а также отдельных элементов конструкции ловушки.
Юztт [4] – дерево;
Пурмет юztт– решетчатая площадка насторожки, решетка на земле (дорожка)
Юrелт, Тtры[5]– щепка;
Сqсеу улт юr – жердь держит бревна (кусает);
Очь (со слов респондентов - аганских ханты)– забор, ограда, кораль (загородок вдоль слопца);
Вtрат[6] – ограда;
Пурмет юztт катl – поперечная дранка вдоль забора;
Пуклеh юr – вертикальная палочка с веревочкой;
Певtрт – бревно;
Певtрт ztн – бревна (2 бревна);
Пурмет – наступает, наступать
Пdрtмта[7] – наступить.
Все эти названия как ловушки и отдельных частей на хантыйском языке были записаны со слов информантов Егора Андреевича Казамкина, Иосифа Ивановича Покачева, Варвары Егоровны Загайновой. Перевод слов и словосочетаний с хантыйского на русский язык произвели Полина Васильевна Казамкина, Елизавета Даниловна Василькова и Иосиф Иванович Покачев. Правописание проверил и внес правки Павел Янчевич Айваседа.
Здесь стоит отметить, что Павел Янчевич Айваседа ненец по национальности, он относится к группе лесных ненцев, проживающих в Нижневартовском, Белоярском районах. Представители старшего поколения коренных малочисленных народов Севера, живущие в таких территориях, в равной степени знают язык, как своего народа, так и представителей этноса, живущего рядом. Это относится и видам традиционной хозяйственной деятельности.

Этнологический аспект

Одной из основной деятельности аганских ханты была охота. Для получения мяса охотились как на крупных животных, так и на птицу. Огнестрельное оружие у обских угров появилось в XVIII в. Но кремневые ружья были не удобны из-за кованого ствола и легкого приклада. Центр тяжести сильно смещался вперед. В связи с этим охотиться на боровую птицу и пушных зверей предпочитали ловушками давящего типа.
К тому же на боровую дичь охотились в основном осенью, когда птенцы вырастали, а взрослые особи набирали вес. В это время года поспевали и ягоды, которые заготавливали на зиму и ханты старались не терять время. Пассивный способ охоты позволял параллельно с охотой заниматься рыболовством, строительством или другой деятельностью.
Аганские ханты устанавливают ловушки в окрестностях жилища, чтобы проверять и настораживать их могли женщины и дети.
Слопец аганских ханты изготавливается очень просто и с применением только природного материала. Для связывания отдельных деталей применяют подручные материалы, это могут быть корни кедра или сосны, ивовая лоза, кора или тонкие ветки черемухи.

Исторический аспект

Слопец на глухаря в хантыйской промысловой культуре описывает М.Б. Шатилов в книге «Ваховские остяки» в разделе «Промыслы». Он отмечает, что самоловы и т.п. не отличаются по своим видам особым разнообразием, как в других местах Севера. Утверждает, что чаще у ваховских остяков встречаются слопцы, черканы, луки-самострелы, изредка капканы, плашки, кулемки, ручные луки и рогатины и нет совершенно, лисьих ловушек, таких как в соседнем Нарымском районе. Также утверждает, что ловушками более обеспечено верхнее течение реки Вах (1787 ловушек всего). Более распространенным видом ловушек являются слопцы, которых по верхнему плесу – 1170 (27,3 на хозяйство), по нижнему плесу 625 (9,9 на хозяйство.).
В. М. Кулемзин и Н. В. Лукина в книге «Васюганско-ваховские ханты» пишут, что васюганские и александровские ханты ставили на глухаря слопцы и петли из конского волоса. Но описание ловушки в книге отсутствует.
Так же в своей статье «Культурные традиции в хозяйственной деятельности хантов» Н. В. Лукина отмечает о том, что в пассивной охоте преобладали слопцы на глухаря у восточных ханты, но подробного описания не представляет.
Более детальное описание дает У.Т. Сирелиус в своей книге «Путешествие к хантам». Он пишет, что в Наунакских юртах слопцы ставят по старорусскому календарю, около 20 августа при выпадении снега; ловят ими глухарей и тетеревов. Ловушка ставится на глухариных местах, т.е. на песчаных берегах, где эти птицы глотают песчинки, что, по мнению остяков, помогает глухарям не мерзнуть зимой. Ловушка ставится в безветренное ясное утро, ибо при ветре птицы не появляются в таких местах.
В своей работе он представляет следующие детали ловушки (рис 6):
а) ssessikpaaurt(h)– падающая балка, б) kos,va –подвижное кольцо на её конце; с) sseessikuhrle – палки для поддержания стропил;d) sseessiknyr(h)–стропила; e) sseessiknjookol(y)иf) – рычаг со шнуром на конце и насторожкой на его конце; l) njookol(h)udshondshoh – шнур;g) hjrnttujh – поперечный рычаг с утолщением;h) sseessikaat(h) – крылья; палки, стоящие на падающей балке. k) suuum(h)jyyn(h) – во втором отверстии ловушка поставлена по другому; там добыча наступает на шнур.

В юртах Поленпугол ловушку на глухаря начинают ставить на песчаных косах и затопляемых участках. Здесь спусковую палочку называют sessihpoygort(h), коромысло – luljuh, жердь, на которой держится коромысло, называется pu(g)lentt[(h)v, так же называется отходящая от коромысла палка. Внизу конец палки опирается на pormeljuh так же называют колышки. Столбы изгороди называют meed(h)juh, крылья – aat,juh

Происхождение

В интернет источниках встречается информация, в которой исследователи выдвигают гипотезу, что ловушки давящего типа были созданы еще первобытными людьми. Они искусственно создавали определенную высоту падения. Это свидетельствует, что в их понимании падающий камень или падающее бревно развивают ударную силу, величина которой возрастает вместе с высотой падения (Юлиус Липс – Происхождение вещей, глава III Первые машины. Издательство иностранной литературы. Москва – 1954).
У Аганских ханты слопец используется в охоте на боровую птицу, в частности, на глухаря и косача. Слопец – простое орудие лова, поэтому применим в быту детьми и женщинами.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
На отдельных территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Риск исчезновения
Изменение социальной среды, развитие модернизации, сокращение числа опытных охотников-промысловиков, мастеров и носителей традиционной культуры.
Исключительность Ценность
Исключительность и ценность ловушки давящего типа, как культурной традиции заключается в том, что ханты, ведущие традиционный образ жизни и живущие в бассейне реки Аган, сохранили полную информацию и передают на практике старинную технологию изготовления слопца только из природных материалов и применяют в промыслах в настоящее время.
Форма бытования
Ловушка давящего типа - слопец используется в охоте на боровую птицу.
Традиционные технологии, техника, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Технология изготовления ловушки давящего типа

Описание техники /технологии

Технология изготовления ловушки давящего типа. Конструкция ловушки состоит из пяти частей:

  1. площадка с приманкой,

  2. изгородь прохода (загородка);

  3. насторожка;

  4. опадное устройство;

  5. ограда, забор.

В целом ловушка давящего типа (самолов, слопец) (Сqсеу) устроен так, чтобы птица, заметив приманку, зашла в проход (загородок) и наступила на дорожку (пурмет юztт) - решетчатую площадку насторожки.

Изготовление всей конструкции слопца всегда начинают с опадной конструкции, представленной из двух стволов сырой древесины хвойных пород и длиной жердяной держалки. При высыхании бревен добавляют дополнительный гнет, так опадное устройство должно быть тяжелым. Для опадного устройства подбирают смоляные бревна диаметром 12-15 см. длиной от 300 до 550 см. Хвостовой конец давящих бревен упирают в землю и вбивают колья, удерживающие от горизонтального смещения. Среднюю часть давящих брёвен обхватывают веревочным кольцом или стягивают корнем кедра.

Переднюю часть давящих брёвен скрепляют между собой жердью (сqсеу улт юr) (рис.9), таким образом, словно бревна прикусывают жердь. За счет этой жерди опадное устройство удерживается в поднятом положении.

Далее из подручного материала (это могут быть различные дранки, палки) устанавливают изгородь (очь) прохода (загородка). В землю на расстоянии 45 – 50 см друг от друга вбивают вертикально два кола (воротца) высотой до 45-47 см. На торцах кольев, образующих воротца, укрепляют перекладину. Отличительная особенность у аганских хантов, в том, что для изготовления самого прохода берут смоляную комлевую лесину кедра, сосны или любого другого хвойного дерева (лучше всего с подгорелого дерева). Расщепляют с него бруски длиной 100 – 120 см. Со стороны вершины дерева заостряют их (подтачивают) и вбивают в землю друг за другом на расстоянии не более 8-10 см, 4-5 штук с одной стороны и столько же с другой стороны. Проход не должен быть длинным, это может испугать птицу. Над землей оставляют 50-53 см. Ширину прохода делают так, чтобы птица могла свободно пройти в одном направлении. Ширина не должна превышать 50-53 см.

Внутри прохода на землю рассыпают приманку. Им могут быть речная галька, камешки, битое стекло, керамика, хвоя и ягоды. Приманка должна хорошо просматриваться снаружи загородка и располагаться так, чтобы птица видела ее и могла свободно подойти к ней.

Внутри коридора устанавливают срабатывающих по цепочке насторожку, которая состоит из четырех частей. Первая самая нижняя напоминает своего рода дорожку – решетчатый настил из щепы (дранок) (пурмет юztт) над приманкой. Ее устанавливают таким образом, чтобы щепа (дранки) длиной 52-53 см верхним концом накладывалась на поперечную реечку, а между ними оставались просветы, в которых видны рассыпанные на земле камешки и галька. Щепы и дранок достаточно 4-5 штук, веток понадобится больше.

Вторая часть сторожки – это поперечная дранка вдоль забора (пурмет юztт катl)длиной около 55 см, шириной 4-5 см., которая держится за счет придавливания третьей частью сторожки.

Поперечную рейку удерживает упирающаяся на нее вертикальная палочка (пуклеh юr)– третья часть. Второе ее значение удерживать давящие бревна в поднятом состоянии. Длина палочки берется до 53 см., ориентировочно высоте слопца.

Вертикальная палочка насторожки связана с горизонтальной небольшой жердью (крепкой палкой) (четвертая часть) (мевер) диаметром до 5 см., длиной 50-55 см. Связующую часть, соединяющую между собой третью и четвертую части насторожки называются пуклеh юr. Связующую часть делают из коры черемухи. Её расщепляют на мелкие полоски и сплетают между собой. Только аганские ханты делают ее из коры черемухи (реже ивы). Ханты других локальных групп применяют другой материал, это могут быть веревки и т.п.

Четвертая часть (мевер)– своеобразный механизм удерживающий равновесие, укладывается на вертикальный столбик, вбитый перед забором прохода (очь). Он на 7-8 см ниже колышков очь.

Передний его край удерживает горизонтальную жердь (держалку) удерживающую давящие бревна (сqсеу улт юr). Обычно подбирают крепкую жердь диаметром 5-6 см, длиной до 250 -270 см. и вставляют в два давящих бревена (певtрт ztн) диаметром 15-17 см.

Верхний конец жерди удерживающей давящие бревна (певtрт ztн) укладывается на горизонтальный (мевер пуклеh юr).

В целом конструкция сторожки устроена так, что птица, увидев приманку, должна зайти в загородку, где она наступает на дорожку (настил) насторожки и всем своим весом продавливает решетчатую площадку на землю. По цепочке взаимодействия всех четырех частей снизу вверх опадное устройство приводится в действие и ловушка срабатывает. Отметим, что во всей конструкции каждая из четырех частей очень важны.

Слопцы устанавливают через каждые двести, триста метров. Между ними обустраивают забор (очь) высотой до полуметра, используя подручный материал, в основном сухостойные молодые сосенки. Каждый охотник подобный забор устраивает по-своему, главное направить птицу в проход (коридор) ловушки. Егор Андреевич Казамкин набивает вертикальные колышки.

Павел Янчевич Айваседа применяет жерди, крепя их горизонтально к перекладинам воротец. Иосиф Иванович Покачев и Варвара Егоровна Загайнова так же пользуются жердями, но чаще используют для этого, снятые с давящих бревен, сучья и крупные ветви с хвоей.

Следует отметить, что все эти разновидности допустимы и применяются среди местных жителей. Все зависит от местности, где эти ловушки стоят, например, в болотистой местности колышки будут быстро загнивать. Жерди применяют для более длительного использования, они не будут быстро сыреть. Чаще используют подручный материал, чтобы не рубить деревья. В традиции, конечно, использовали подручный материал. Слетаясь на песчаники, птицы гуляют по ней пешком, выбирая камешки и гальку из песка. В поисках практически никогда не обходят стороной ловушки, стараются пройти сквозь оставленные для них проходы. Там же еще и приманка, которая тянет их туда. Cамоловы являются одними из древнейших приспособлений для охоты, имеющих большое распространение у разных народов. В зависимости от территории их распространения зависит особенность их изготовления. Общими для многих охотников является их изготовление из подручного материала без использования гвоздей и других металлических частей, что подтверждает время появления подобных снастей к очень давнему периоду.

Сведения о действиях

Сохранение

Такие ловушки до сих пор применяют как средство охоты на боровую дичь ханты, проживающие в бассейне реки Аган.

Время В течение года
Периодичность Ежегодно
Метод Ведение традиционного образа жизни, добывание средств пропитания традиционными способами
Исполнитель Мужчины, юноши, подростки, принадлежащие к группе аганских хантов
Место Муниципальное автономное учреждение «Региональный историко-культурный и экологический центр» (МАУ Экоцентр) г. Мегион



Развитие

Мастер – классы организуются сотрудниками муниципального автономного учреждения «Региональный историко-культурный и экологический центр» во время мероприятий, направленных на сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера.

Время В течение года
Периодичность Ежегодно
Метод
Проведение обучающих семинаров и мастер-классов как на базе «Югра», так и с выездом на родовые угодья к аганским хантам. Семинары должны быть направлены на обучение мужского населения изготовлению и применению слопца в природном ландшафте. Это может быть изготовление макетов ловушек давящего типа с подростками. Издание методических пособий по изготовлению ловушек давящего типа.
Исполнитель
Сотрудники учреждений культуры с привлечением экспертов, носителей традиционной культуры
Место
Муниципальное автономное учреждение «Региональный историко-культурный и экологический центр» (МАУ Экоцентр) г. Мегион



Популяризация

Экскурсии по представлению традиционных видов жилища, хозяйственных построек и различных средств охоты зверя и птицы организуются постоянно

Время В течение года
Периодичность Ежегодно
Метод Проведение экскурсий, выпуск информационных буклетов
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры
Место Муниципальное автономное учреждение «Региональный историко-культурный и экологический центр» (МАУ Экоцентр) г. Мегион



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

экскурсии, практические занятия, семинары

мастер – ученик: проведение практических занятий, на которых подростки под руководством носителя традиционной культуры изготовили ловушку

проведение обучающих семинаров, мастер – классов, экскурсий 



Предметы

Источники

Книга учета №1,номер 746. В фонды музейных предметов поступил 01.08.1991 года

http://ecocentr-megion.ru

Рисунки

Терешкин Н. И. Словарь восточно-хантыйских диалектов. «Наука», Л.1981. С. 427.

Терешкин Н. И., Сподина В. И., Словарь хантыйско-русский и русско-хантыйский (Ваховский диалект). Нижневартовск 1997. С. 299.

Покачева Е. Р., Песикова А. С., Русско-хантыйский разговорник (Сургутский диалект). Ханты-Мансийск 2006. С. 24.

Покачева Е. Р., Песикова А. С., Русско-хантыйский разговорник (Сургутский диалект). Ханты-Мансийск 2006. С. 28

Терешкин Н. И., Сподина В. И., Указ литер. С. 251

Покачева Е. Р., Песикова А. С. Указ.литер. C. 86