Технология изготовления корзины из корня кедра русских переселенцев в д. Юмас Кондинского района

Этнокультурная принадлежность:

Русские переселенцы с Урала

Ключевые слова:

корзина, корневатик, лукошко

Альтернативные наименования:

Язык наименования: Русский

Корневатик, лукошко, корноватик

Описание

В России искусство плетения предметов домашнего обихода известно с древних времен. Наибольшего распространения это ремесло достигло в XVIII – XIX веках в Центрально-Европейской части и на Севере России. Этому способствовало обилие природного материала, патриархальный быт и натуральный характер крестьянских хозяйств. Жители лесных мест собирали корни кедра, сосны, ели, березы, тополя, черемухи, а затем плели корзины, короба, детские люльки, хлебницы, чаши, шкатулки и другие изделия.

Кедр всегда занимал и занимает сейчас важное место в изготовлении предметов материальной культуры народов Севера. Это качественная древесина, орехи и даже корни. Корни кедра эластичны, прочны и долговечны. Извлечённые несколько лет назад корни, замочив в воде, сохраняют свои свойства. Кедровые леса оберегались, и древесина кедра не использовалась как строительный материал, а только как поделочный и для изготовления лодок. Для этой цели разрешалась рубка неплодоносящих деревьев.

Этнологический аспект:

У манси и ханты пользовались большим распространением различные корзины, плетеные из корня кедра. Местные русские называли их корноватиками. Основа корзин состояла из корней, идущих спиралью. Один уток пропускался через два лежащих рядом корня основы, второй – между вторым и третьим корнями основы. В дальнейшем чередование утков шло таким же образом, образую узор как бы кирпичной кладки. Корзины были круглыми с крышками и прямоугольные. [А.А. Попов,1955, с. 106].

Корневатик (манс. — тар караник, хант. — кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын).

У манси зафиксированы корноватики круглой формы, у хантов – круглой и подпрямоугольной [Федорова, 1994, с.25]. Происхождение этих коробок в культуре хантов и манси дискуссионно. Н.В. Лукина [1985, с.248] связывает эту традицию с палеосибирским населением, Е.Г. Федорова [2000г, с. 286] – с южным этническим компонентом, вошедшим в состав предков обских угров.

Исторический аспект:

Переехавший вместе с родителями в 1932 году в мансийскую д. Юмас, Софьин Михаил занялся изготовлением корзин. Семья Софьиных была переселенцами из с. Новоторицкого Челябинской области. В силу определенных исторических и природных условий, в которых оказались люди, попавшие в Сибирь, им необходимо было адаптировать свой быт и связать его с местными условиями. Техника плетения корзин была проста и получила свое развитие на местном сырье.

Социологический аспект

Изделия из корня кедра были рассчитаны на долгий срок службы, делали их в небольших количествах и тщательно. Это ремесло никогда не было товарным, добыча корня ценного дерева не была масштабной, кедры не уничтожались.

Лингвистический аспект

Возможно, в связи с ассимиляцией кондинских манси, когда традиционная культура и технологии стали утрачиваться, но в народе еще осталась память о названиях изделий из корня кедра, то эти термины в быту стали применять к изделиях – корзинам из корня кедра, поэтому прикрепились понятия корневатик, корноватик таким корзинам.

Происхождение

Осваивая ремесло плетения, Михаил не пользовался никакими учебными пособиями, шел опытным путем, придумывая свои рациональные приемы и способы работы. Местные рыбаки-манси пользовались корнем кедра для изготовления деревянной ловушки под названием морда, или, по-мансийски «камка». Сплетенные из древесных корней изделия в виде сферических форм называются корноватками, корневатками.

Названия произведены по созвучию с материалом, из которого, как правило, изготавливались корзины. Михаил Андреевич передал свои знания сыну, Валерию. В свою очередь Валерий Михайлович обучил молодое поколение юмасинцев. В настоящее время в д. Юмас плетением корзин из корня кедра занимается Давыденко Валентин, по национальности манси.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

Корзина не утратила своего хозяйственного значения. Стала пользоваться популярностью у жителей Кондинского района за ее прочность, лёгкость и экологичность. В нее удобно собирать ягоды, грибы, хранить овощи.

Риск исчезновения

Технология изготовления корзины не передается в семьях, промысел находится на грани исчезновения. Промышленное производство пластиковой посуды постепенно вытесняет плетеные изделия из природного материала.

Исключительность/ценность

Техника плетения корзин была проста и получила свое развитие на местном сырье, мастер изготавливает корзину, используя традиционные примы плетения, не внося в её производство новых технологий, материалов.

Форма бытования

Адаптированная

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

плетение

Описание техники /технологии

Плетение корзины русских переселенцев – традиция, которая появилась на территории Кондинского района, но укоренилась уже на протяжении века.

Не каждый корень кедра годен для изготовления корзины. Во-первых, кедр выбирали в сосновом бору. Ствол должен быть ровным, без сухих сучьев внизу. Найденный корень бережно и аккуратно вырывали из земли. В производство шли только верхние корешки диаметром 0,5—1,0см, растущие выше основного корневища. Длина их достигает 15—20м. Они гибкие и прочные, не подвергаются воздействию влаги[2].

Корень извлекали из земли тупым топором, чтобы не повредить корневище. Расстояние от ствола было не менее 2—2,5м. Если вырытый корень по каким-либо параметрам не устраивал мастера, то он укладывал его обратно в землю и зарывал. Много корней с одного дерева не брали, чтобы не погубить его.

Для плетения корзины заготавливается корень кедра и черёмуховый прут. Корни собирали в тёплое время года и хранили в сыром и тёмном месте. С поверхности корня ножом снимали неровности. Для плетения пользовались расщеплённым корнем. Уток (расщеплённый корень) оплетал основу таким образом, что получался узор, напоминающий кирпичную кладку. Это достигалось за счёт определенного чередования корней утка и основы. Корзина имеет сферическую форму.

Готовим два кольца из черемухового прута (фото 1, 1а).

Вымоченный корень кедра очищаем (фото 2).

Расщепляем корень пополам (фото 3).

Плетение начинаем связкой двух обручей между собой перекрестием. Для перекрестия достаточно корня 1 м. (фото 4, 5).

Делаем вставки из черемухи в основание. Вставками можно вывести любую форму (фото 6).

Вставляем 4 черемуховых прута в перекрестие. По мере плетения вставляем еще промежуточные вставки для плотности плетения (фото 7).

Начинаем плетение с завязывания узелка на основании корзины (фото 8).

Оплетаем корзину с двух сторон одновременно (фото 9).

Конец корня заплетаем в предыдущий ряд и выводим вовнутрь корзины, затем обрезаем (фото 10).

По мере плетения вставляем добавочные прутья черемухи (фото 11, 12).

Обе стороны должны сойтись в центре (фото 13).

Ручку корзины оплетаем корнем. Корзину обрабатываем морилкой (14).

Образцы изделий (15, 16).

Сведения о действиях

Сохранение

Приобщение различных групп населения к традиционному хозяйствованию.

Время Заготовка корня кедра – весна,  изготовление корзины - круглогодично
Периодичность Ежегодно
Метод Обучение  населения добыче корня кедра  и изготовлению корзин
Исполнитель Местные жители 
Место д. Юмас, Кондинский район, ХМАО-Югра 



Развитие

Передача технологии изготовления корзины  и заготовка корня кедра от носителей традиционной культуры молодому поколению. 

Время Заготовка корня кедра – весна,  изготовление корзины - круглогодично
Периодичность Ежегодно
Метод Проведение мастер-классов
Исполнитель Местные жители 
Место д. Юмас, Кондинский район, ХМАО-Югра 



Популяризация

Публикация статей о хранителе традиции Давыденко Валентине в СМИ Кондинского района

Время Круглый год
Периодичность Ежегодно
Метод Проведение мастер-классов, выставок
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры
Место Кондинский район



Предметы

Источники

Богордаева А.А. Традиционный костюм обских угров. Новосибирск: Наука, 2006. 239 с. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985.384 с.

Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия// СМАЭ. – 1955. – Т.16 – 41-146.

Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси.- СПб.: МАЭ РАН, 1994.-284 с.

Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб.: Европейский Дом, 2000. 366 с.