Технология вязания верхней части женского шерстяного чулка «сэвϵӈ вей ов» устьказымских и березовских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Технология вязания верхней части женского шерстяного чулка «сэвϵӈ вей ов» устьказымских и березовских хантов

Технология вязания верхней части женского шерстяного чулка "хантыйской резинки" устьказымских и березовских хантов

Этнокультурная принадлежность:

устьказымские и березовские ханты

Ключевые слова:

традиционная хантыйская резинка, хантыйская резинка, традиционные хантыйские чулки, сэвϵӈ вей, вязание, тыйты, сэвϵӈ вей ов, верхняя часть чулка

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский

сэвϵӈ вей ов

Язык наименования: русский

Хантыйская резинка

Описание

В технологии вязания традиционного хантыйского чулка обских угров «сэвϵӈ вей» есть свои особенности. Изготовление чулка осуществляется спицами из шерстяной нитки разных цветов. Основная нить – белая. Одна из них – хантыйская резинка, она удобна, так как при носке чулок не спадает с икры ноги. Существует несколько видов хантыйской резинки. Способ вязания передается из поколения в поколение.

Этнологический аспект

Такая одежда – вязанные женские шерстяные чулки характерна для хантов, живущих на Нижней Оби, приблизительно от устья реки Казым вниз по Оби к Березово. Локально они относятся к устьказымским и березовским ханты. Мужские чулки встречались редко. Вязали в основном чулки из овечьей шерсти. Раньше ее окрашивали природными материалами: травой, корой деревьев, ягодой. Но сейчас стали применять уже покупную пряжу. Летнюю кожаную обувь – чирки (ниры) носили с чулком, который сначала шили из сукна, а позднее вязали из шерсти. Самое важное нужно учесть, что основной фон чулка – белый или светлый. Раньше изготавливали нить из крапивного волокна, она была светло-коричневого цвета. К нему применялись нити для изготовления орнамента – темно-красная и темно-синяя нить. Темно-красная заменялась бордовой, а темно-синяя – темно-зеленой.

Исторический аспект

С 80-х гг. материал по изделиям традиционного искусства собирала кандидат исторических наук, этнограф Т.А.Молданова. Описание технических приемов по изготовлению изделий из пряжи даны в монографиях «Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис» (Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 24-25) и «Казымский орнамент» (Ханты-Мансийск, 2018).

Социологический аспект

В Югре сформировался спрос на изделия из шерсти, особенно женские чулки. В связи с этим вязание и изделия распространились на другие территории – населенные пункты района и автономного округа.

Лингвистический аспект:

Процесс вязания на хантыйском языке называется тыйты, от слова тый – вершина, следовательно, тыйты можно перевести как «работать концом» (вершиной). В то же время название вязаных чулок –сэвум вей, сэванг вей. Слово сэвум происходит от слова сэвты – плести (заплетать) . Например, говорят холуп сэвты – сети плести , сэвсэвты – косу плести, но не говорят вей сэвты – обувь (чулки) плести, а только тыйты. Несоответствие заключено в том, что сам процесс вязания (тыйты) и название готового изделия – вязаное (сэвум) обозначаются разными словами. При этом оба слова по происхождению хантыйские. В фольклоре казымских хантов обувь, которую носят «великие божества» Калтащ, Касум ими, называется «сэвум вей» - вязаная обувь (с высоким голенищем). Причем стойким является выражение «сэвум кука кат ям вей» (сэвум – плетенный, кука – фольклорное название рыбы, кат – два, ям – хорошие, вей – обувь (с высоким голенищем). Словосочетание сэвум кука связывает, с одной стороны, плетение (вязание), с другой – рыбу, т.е. древнейший местный общехантыйский материал рыбью кожу, что должно предполагать достаточно давнее знакомство хантов с вязанием.

Происхождение:

Изделия из шерсти появились в период прихода бисера и южнохантыйской вышивки. Приобрело популярность, т.к. люди держали овец. А из шерсти животных пряли нитки. Информантами по сбору и описанию изделий и технологии были жительницы деревни Ванзеват Белоярского района, некогда относившийся административно к Березовскому району. Чулочной вязкой выполняли основные части изделий, резинкой края чулок и рукавиц. Описание вязания «хантыйской резинки» зафиксированы у информантов в д. Ванзеват Белоярского района: Русмиленко Евгения Петровна, 1938 г.р., Молданова Ксения Ивановна, 1936 г.р., Хуланхова Роза Ефимовна, 1953 г.р. и другие мастера из с. Полноват, д. Тугияны, д. Пашторы и из с. Теги, д.Пугоры Березовского района.



Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Вязание спицами

Описание техники /технологии

Особенностью изготовления хантыйской резинки заключалась в вязании двумя нитями. В последнее время применяют нити контрастные цветов. При этом концы контрастных нитей соединялись узелком перед началом работы. Набор на спицы производился путем чередования темной и светлых петель. Любое вязание начинается с набора петель, образующих начальный ряд. Существует несколько способов их выполнения.

Применяется, как правило, пряжа двух цветов, например, белого и цветного. Кончики нитей связываются в узел.

Нить набрасывается на большой и указательный пальцы левой руки, чтобы узел остался посередине.

Двумя спицами захватывается нить от середины узелка. Спицы перемещаются к большому пальцу, снимают с него нить, затем нить снимается с указательного пальца, Получается две петли разных цветов.

Затем на спицы накидываются две воздушные петли поочередно разных цветов.

Далее можно вязать двумя способами:

1 способ: воздушная петля из нити одного цвета накидывается на спицу, нить отводится указательным пальцем левой руки в сторону, нить другого цвета берется снизу слева направо, накидывается воздушная петля, отводится в сторону и вновь повторяется то же самое с нитью первоначального цвета; во время набора петель нити перекрещиваются, поэтому, набрав необходимое количество петель, их нужно расправить для дальнейшего вязания изделия.

2 способ: при наборе воздушных петель нити не перекрещиваются, а выполняются отдельно.

Способы вязания хантыйской резинки.

1 способ (старинная хантыйская резинка)– информант Русмиленко Евгения Петровна, 1938 г.р., с Ванзеват, Белоярский район. Она считает, что эта хантыйская резинка старинная, так как её научила мама Кондина Татьяна Сергеевна, 1919 г.р.

В хантыйской резинке все петли провязываются лицевыми, во всех рядах – « как смотрят петли».

1 ряд. Конец правой спицы продеваем сквозь первую петлю (белая нить) под левой спицей, захватываем белую нить и протягиваем через петлю, оставляем сверху.

Конец правой спицы продеваем сквозь вторую петлю (черную) под левой спицей. Правой рукой, указательным и большими пальцами пережимаем спицу с петлей и движением левой руки накидываем черную нить на конец правой спицы, протягиваем петлю и опускаем ниже белой нити.

Здесь белая нить ведущая, т.е. накидывается или кладется только сверху предыдущей провязанной черной петли.

Таким образом, белая и черная нити в этой вязке не перекрещиваются, а идут параллельно – это главное условие узора хантыйской резинки.

Третья петля провязывается как первая, четвертая аналогично второй.

2 ряд. Вяжем так же, как первый. Здесь можно провязывать белую нить черной ниткой, а черную, наоборот, белой.

2 способ (двухсторонняя косичка, расположенная горизонтально) - информант Молданова Ксения Ивановна, 1936 г.р., с Ванзеват, Белоярский район.

1 ряд. Конец правой спицы продеваем сквозь первую петлю (белая нить) под левой спицей.

Первую петлю вместе со спицами пережимаем большим и указательным пальцами левой руки. Правая рука при этом освобождается, белую нить подхватываем и движением снизу вверх накидываем ее на правую спицу и протягиваем через петлю, опуская нить.

Вторая петля (черная) также провязывается черной нитью, которая берется поверх провязанной нити (белой) и опускается.

Далее петли чередуются.

Здесь нити – белая и черная – перекрещиваются. Здесь лучше провязывать белую нить белой ниткой, а черную нить – черной.

2 ряд. Вяжем так же, как первый.

3 способ (двухсторонние косые линии) – информант Хуланхова Роза Ефимовна, 1953 г.р., с. Ванзеват, Белоярский район.

1 ряд. Конец правой спицы продеваем сквозь первую петлю (белую) под левой спицей. Движением правой руки от себя слева направо захватываем концом спицы белую нить с указательного пальца (сверху на себя) и протягиваем через петлю.

Провязанную белую нить отводим в правую сторону.

Вторую петлю (черную) также провязываем черной нитью, которую берем из-под нее, провязав, отводим в правую сторону и так вяжем поочередно.

Здесь нити перекрещиваются. Можно провязывать белую нить черной, а черную нить белой.

2 ряд. Вяжем так же, как первый.

Сведения о действиях

Сохранение

В настоящее время подобные семинары проводятся сотрудниками учреждений культуры и членами Союза мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры. Необходимо активизировать работу в данном направлении, приглашать больше мастеров, специалистов по традиционному искусству, демонстрировать на конкретных примерах традиционные технологии изготовления одежды. За последние два года состоялось уже два мероприятия с приглашением этнографа, кандидата исторических наук Молдановой Татьяны Александровны.

Время Круглогодично
Периодичность Каждый год
Метод Научно-практические семинары с приглашением информантов, носителей традиционной культуры, этнографов и публикацией всех материалов семинара
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры, этнографы
Место Учреждения культуры



Развитие

Такие семинары проводят во всех учреждениях культуры муниципальных образований округа. Зачастую, они малоэффективны, у специалистов не выработаны подходы к таким мероприятиям. Необходимо понимать, какой конечный результат они получат по окончании семинара.

Время Круглогодично
Периодичность Один или два раза в год
Метод Семинар, мастер-классы
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры
Место Учреждения культуры



Популяризация

Подготовка таких пособий требует привлечения специалистов по традиционному искусству. В каждом муниципальном образовании должны готовить пособия по локальным группам. Демонстрируя особенности технологий именно своей группы.

Время Круглогодично
Периодичность Один или два раза в год
Метод Подготовка пособий, буклетов, демонстрационные мастер-классы, создание фильмов по традиционному искусству
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры
Место В учреждениях культуры



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

круглогодично

 

мастер-классы 

информанты - мастера, работники научных архивов, центров национальных культур, которые передают, обучают молодежь, детей и всех интересующихся культурой народов Крайнего Севера

через СМИ, от мастеров декоративно-прикладного искусства, методистов центров национальных культур 




Предметы

Источники

Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – 261 с. Вязание обских угров. Методическое пособие. Программа «Забытые ремесла».г. Ханты – Мансийск 2005 г

Этнографическая экспедиция в с.Ванзеват Белоярского района в 2001 г.