Технология изготовления (вязания) женского шерстяного чулка «сэвϵӈ вей» устьказымских и березовских хантов

Технология изготовления (вязания) женского шерстяного чулка «хантыйских чулков» устьказымских и березовских хантов

Этнокультурная принадлежность:

устьказымские и березовские ханты

Ключевые слова:

традиционные хантыйские чулки, вязание

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский

сэвϵӈ вей

Язык наименования: русский

хантыйские чулки

Описание

Чулки «сэвϵӈ вей» состоят из голенища и носка. Длина чулок до колена. Голенище орнаментируется горизонтальными узорчатыми полосками различной ширины. Для украшения этой части изделия существовали особые ленточные узоры, без синонимии фона и узора. Верх голенища чаще всего орнаментировался достаточными широкими узорами. Названия узоров отличались от названия узоров на других материалах наврнϵ ‘лягушка’, көр юхи пай ‘поленница дров’ и т.д.

Этнологический аспект

Одежда обских угров состояла из множества элементов. Все элементы одежды изготавливаются из различных материалов. Но все они орнаментируются, в разной степени объема. Важную часть занимали изделия, выполненные в технике ручной вязки с применением многообразных форм орнаментации, к ним относятся и чулки из шерсти. Вязанные женские шерстяные чулки характерна для хантов, живущих на Нижней Оби, приблизительно от устья реки Казым вниз по Оби к Березово. Локально они относятся к устьказымским и березовским ханты. Чулки вязали из овечьей шерсти, которую сами пряли и окрашивали в разные цвета с помощью природных материалов.

Самое важное нужно учесть, что основной фон чулка – белый или светлый. Раньше изготавливали нить из крапивного волокна, она была светло-коричневого цвета. К нему применялись нити для изготовления орнамента – темно-красная и темно-синяя нить. Темно-красная заменялась бордовой, а темно-синяя – темно-зеленой.

Исторический аспект

С 80-х гг. материал по изделиям традиционного искусства собирала кандидат исторических наук, этнограф Т.А.Молданова. Описание технических приемов по изготовлению изделий из пряжи даны в монографиях «Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис» (Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 24-25) и «Казымский орнамент» (Ханты-Мансийск, 2018).

Социологический аспект

В Югре сформировался спрос на изделия из шерсти, особенно женские чулки. В связи с этим вязание и изделия распространились на другие территории – населенные пункты района и автономного округа.

Лингвистический аспект:

Процесс вязания на хантыйском языке называется тыйты, от слова тый – вершина, следовательно, тыйты можно перевести как «работать концом» (вершиной). В то же время название вязаных чулок –сэвум вей, сэванг вей. Слово сэвум происходит от слова сэвты – плести (заплетать) . Например, говорят холуп сэвты – сети плести , сэв сэвты – косу плести, но не говорят вей сэвты – обувь (чулки) плести, а только тыйты. Несоответствие заключено в том, что сам процесс вязания (тыйты) и название готового изделия – вязаное (сэвум) обозначаются разными словами. При этом оба слова по происхождению хантыйские. В фольклоре казымских хантов обувь, которую носят «великие божества»  Калтащ и Касум ими, называется «сэвум вей» - вязаная обувь (с высоким голенищем). Причем стойким является выражение «сэвумкука кат ям вей» (сэвум – плетенный, кука – фольклорное название рыбы, кат – два, ям – хорошие, вей – обувь (с высоким голенищем). Словосочетание сэвум кука связывает, с одной стороны, плетение (вязание), с другой – рыбу, т.е. древнейший местный общехантыйский материал рыбью кожу, что должно предполагать достаточно давнее знакомство хантов с вязанием. (Т.А. Молданова).

Происхождение:

Изделия из шерсти появились в период прихода бисера и южнохантыйской вышивки. Приобрело популярность, т.к. люди держали овец. А из шерсти животных пряли нитки. Информантами по сбору и описанию изделий и технологии были жительницы деревень Белоярского района, некогда относившихся административно к Березовскому району, это Пашторы, Тугияны, Пугоры, Ванзеват, Полноват, а также жительницы г. Белоярский, являющиеся выходцами из вышеперечисленных населенных пунктов.


Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Традиционное вязание

Описание техники /технологии

Вязаные изделия относят к южным компонентам в культуре обско-угорских народов. В основе орнаментальной системы исследуемых групп находятся два основных понятия: след и изображение. В силу этого изделия орнаментированы прерывистыми и непрерывными бордюрами.

Орнамент не существует вне изделия, он связан с функцией предмета, материала, имеет прикладную сторону. Важно обратить внимание на технологию орнамента, так как узор является полноценным заменителем кого-то и чего-то.

Непрерывные бордюры:
  1. Полоска (тунг пант) - простейший геометрический орнамент, используется в значении «прямой след», «прямой путь» - он существует как весьма распространенный элемент одежды, например, в вязаных чулках. Слово «пант» считается иранским заимствованием обских угров в значении – дорога, путь, тропа (рис. 1, 2).

  2. Зигзаг (щакары) – с ним связаны понятия живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, находясь в центре стилизованного изображения считается признаком живого существа, своего рода граница между миром нижним и миром средним. Зигзаг также связан с водой и имеет стойкое название «волна». В изделиях из пряжи вывязывается горизонтально или вертикально, причем на чулках он располагается в нижней носочной части (рис. 3, 4).

  3. Квадрат, поставленный на угол (ух пошах), или ромб в зависимости от своего местонахождения, изображает жизненно важные органы- «голову» и «сердце», кроме того, находясь внутри стилизованного изображения, он мыслится как «вместилище для души» - «сам лот». Далее квадрат, поставленный на угол образует множество, прерывистых бордюров или орнаментов, которые применяются в вязании чулка (рис. 5, 6, 7).

  4. «Заячьи уши» (шовр пал), «уши маленького зайца», «уши большого зайца» или еще «рога молодого оленя». «Рога оленя» - это самый популярный орнамент в национальной одежде.    Орнамент обращает на себя внимание тот факт, что общими идеями для всех групп обских угров являются: «след», «голова», «ветвь» В вязании встречаются и «ушки» на треугольнике и его варианты.  Узоры с ушками зафиксированы на вязаных изделиях, на чулках вывязывается сложный узор, который является фоном четырех таких узоров с «ушками» (рис. 8, 9, 10).

Прерывистые бордюры:
  1. Ромб (супра) и производные из него мотивы, называемые «лягушка» (наварнэ) связаны с представлением о счастье, изобилии, плодородии. У различных групп обских угров лягушка почитается как способная дарить семейное счастье , облегчить роды, давало новорожденным здоровье, долголетие. Ромб с крючками на верхней и нижней вершинах- является символом женского начала. Обско-угорская Калтащ, богиня-мать в образе лягушки связана с земледельческими культурами (рис. 11, 12).

  2. Относительно названия узора «жук» (хумалха) отмечалось, что, по сегодняшним представлениям казымских, частично обских, тромъёганских хантов, жучков  нельзя убивать, это наши бабушки и дедушки, то же самое у северных манси. Ханты и манси считают, что когда покойника поминают на кладбище, то его душа  ис хур «на высоту топорища подпрыгивает», то есть уходит в облике человека. При вязании чулков  орнамент  - квадрат, поставленный на угол, хумалха, содержит лили «дух», оберегающий женщину от болезней и смерти (рис. 13, 14).

  3. Узор «еловая ветка» (хэл юх) появился в силу того, что «древо ель»  имела статус священного дерева, была сакральным, символизировала мост, соединяющий Нижний и Верхний миры. Узор «на ветку ели похожий» и узор «крест», перешли из бисера и вышивки на вязаные вещи. Эти узоры встречаются только в вязаных изделиях обских угров (рис. 15, 16, 17, 18).

  4. Узор «локоть лисы» (вухсар кунш оланг) также символичен. Рассматривая номинацию геометрического орнамента, важно обратить внимание на то, что названия связаны с разными частями тела животных. Словосочетание, связанное с «локтем» обычно относится к названию земель, охраняемых духом-покровителем в том или ином облике.     Существует дух-охранитель, имеющий облик лисы. Такой дух , по представлениям северных хантов, действительно существует, это Тэк-ики, один из его образов – рыжая лиса (рис. 19, 20).

  5. Узор «Крест» «перна» - сегодня несет двойную нагрузку: более древнюю и христианскую, хотя обе нагрузки совпадают в том плане, что несут функцию охраны, также охраняет от боли, болезней укрывает. Косой крест – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Крест в значении христианского символа обычно наносится в прямом исполнении. Существует понятие перна пос – знак креста. Перна пос наносит служитель церкви, с помощью татуирования перна пос женщины защищают себя от болезней (рис. 21, 22, 23, 24, 25, 26).

  6. .Квадрат с продленными сторонами в вязаных изделиях обских мастериц называют кэр юхи пай (кэр – это печка, юх – дерево, пай – куча), то есть куча (поленница)  дров. Аналогичные узоры есть на полотенцах русского старожильческого населения Сибири. Ромб из трех пар или двух и трех пар пересекающихся линий – это крада, жертвенный костер, поленница (рис. 27, 28, 29, 30, 31).

  7. С зигзагом узор- щакарян ханши.
    Мотив узора  образован разомкнутым квадратом. Эволюция узора позволяет увидеть следующее: отдаление друг от друга крючкообразных элементов и вкрапление между ними каких-либо иных фигур. Так,  например, в вязаных чулках находим прямую  с «ушками» на концах. В данное время мастерицы называют этот орнамент лыпанта – бабочка. Информант  (Кашлатова (Лыскова) Л.В., ) говорит, что если в жилище залетит бабочка, она принесет счастье, удачу.  В мифологии народа ханты лыпанта является одной из ипостасей богини Калтащ (рис. 32, 33). 
    Стилизованные изображения имеют внутреннюю полость и воспринимаются как живые. И эти «священные» узоры защищают не сами по себе, а они есть некие изображения божественного, выполняющие охранную функцию. Считается, что духи охраняют людей в значении «стадо охранять», то есть здесь предусматривается активность. Согласно  традиции они должны располагаться на специальной ритуальной одежде, преимущественно на поясах и рукавицах духов-покровителей. А зигзагообразный, ленточный или непрерывный орнамент сам несет защитную функцию, его изготавливают, чтобы за него спрятаться. Зигзаг защищает сам по себе от опасности.

Исходя из перечисленного ясно, что непрерывный орнамент располагается в начале изделия и на соединении с носочной частью, как защита. А прерывистый орнамент- на икроножной части чулка, как оберег и охранитель.

Среди чулок различаются женские, детские и мужские. Мужские чулки орнаментировались так же, как и женские (рис. 34, 35).

Для хантыйского традиционного чулка характерно полное заполнение орнаментом голенища чулка. В верхней части до середины вяжут шо хары – крупные сложные орнаменты, составленные из отдельных элементов, прерывистых, повторяющихся 2-4 раза. В данном случае на фото выполнен орнамент «лягушка», рис. 11, 12. После резинки идет орнамент «перна - крест» - рис. 21, 22,36, который повторяется внизу второй раз. Далее  орнамент «лягушка» сверху и снизу украшен более мелким несложным орнаментом, обрамленным в один ряд полосками с узором- ух пошах «голова», состоящим в первом после полоски ряду из одной цветной петельки и трёх белых петелек (далее это повторяется). Во втором ряду над одной цветной петелькой расположены три цветные и одна белая петелька. В третьем ряду повторяется первый ряд (рис.37). В нижней части (лодыжки) между полосками «тунг пант – прямой след» выполнены мелкие прерывистые орнаменты «сам лот – сердце» (рис.38) и двойной «крест» (рис.39). В носочной части выполнен «щакары – зигзаг» - рис. 3, 4.

В целом для вязания чулок используют орнаменты описанные выше.

Итак, вязание орнаментов – это сложное явление, оно формировалось в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. Одни узоры наслаивались на другие, обогащались близкородственными мотивами. Путём многократных повторений складывался определенный порядок расположения орнамента на изделии, отбирались наиболее звучные цветные сочетания. Вязание как вид ремесла не стояло на месте, постепенно и постоянно видоизменялось и совершенствовалось.

Сведения о действиях

Сохранение

В настоящее время подобные семинары проводятся сотрудниками учреждений культуры и членами Союза мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры. Необходимо активизировать работу в данном направлении, приглашать больше мастеров, специалистов по традиционному искусству, демонстрировать на конкретных примерах традиционные технологии изготовления одежды. За последние два года состоялось уже два мероприятия с приглашением этнографа, кандидата исторических наук Молдановой Татьяны Александровны.

Время Круглогодично
Периодичность Круглогодично
Метод Научно-практические семинары с приглашением информантов, носителей традиционной культуры, этнографов и публикацией всех материалов семинара
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры, этнографы, мастера
Место Учреждения культуры, вязание на дому



Развитие

Семинары, мастер – классы проводят во всех учреждениях культуры муниципальных образований округа. Но нужно понимать, какой конечный результат получат дети, начинающие мастера по окончании мероприятий.

Время Круглогодично
Периодичность Круглогодично
Метод Семинар, мастер-классы, работа на дому
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры, мастера
Место Учреждения культуры, вязание на дому



Популяризация

Подготовка таких пособий требует привлечения специалистов по традиционному искусству. В каждом муниципальном образовании должны готовить пособия по локальным группам, демонстрируя особенности технологий именно своей группы.

Время Круглогодично
Периодичность Круглогодично
Метод Подготовка пособий, буклетов, демонстрационные мастер-классы, создание фильмов по традиционному искусству
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры
Место В учреждениях культуры



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

круглогодично

мастер-классы, семинары, в домашних условиях

информанты - мастера, работники научных архивов, центров национальных культур, педагоги дополнительного обучения в школах, которые передают опыт, обучают  молодежь, детей и всех интересующихся культурой народов Крайнего Севера

через СМИ, от мастеров декоративно-прикладного искусства, методистов центров национальных культур



Предметы

Источники

Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. 1999 г. Т.А.МолдановаВязание обских угров. Методическое пособие. Программа «Забытые ремесла».г. Ханты – Мансийск 2005 г. Информанты: И.Г. Неттина (Рябчикова –д. Пугоры), проживает в г.Белоярский, А.В. Лельхова (д.Пашторы), П.А. Гришкина (д.Тугияны) и другие.

«Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис». 1999 г., Т.А.Молданова

«Вязание обских угров» Методическое пособие. Программа «Забытые ремесла».г. Ханты – Мансийск 2005 г., от информантов- мастеров