Традиция исполнения сценки «Ворӈат имєӊән-икєӊән» репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиция исполнения сценки «Ворӈат имєӊән-икєӊән» репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиция исполнения сценки «Вороны муж и жена» репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

казымские ханты

Ключевые слова:

Ноги, руки, нос, живот, зять, тёща, муж, жена, ворона

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский (казымский диалект)

Ворӈат имєӊан-икєӊан

Язык наименования: русский

Вороны муж и жена

Описание

Песня «Ворӈат имєӊән-икєӊән» исполняется в последний день игрищ, это четвертый или пятый день. Эту сценку исполняют двое исполнителей. Один одет в мужскую одежду: суконный гусь, берестяная маска, обувь, в руке – посох. Второй человек одет в женскую одежду: женский традиционный халат, на голову накинут платок, в руке – посох.

Этнологический аспект

Этой песней или сценкой закрываются сценки бытового характера «ӆуӈӑӆтуп». Специальная песня, разделяющая сакральную часть от профанной. Относится к переходному жанру, по-другому – медиальному жанру. После нее начинаются песни духов-покровителей Миш, т.е. песни жанра Миш ар. После приходят на праздник духи-покровители определённых территорий, приносящие удачу. Уже уходит традиция, когда исполняли эту песни исполнители, одетые в зимнюю одежду: мужскую и женскую.
Вороны оскорбляют друг друга. По очереди поют, называя недостатки другого, проявляя ревность. К концу песни сообщают, что пришли наложить запрет на эротические сценки, плохие слова.

Исторический аспект

В личном архиве Молдановой Т.А. хранится несколько вариантов песни «Ворӈат имєӊән-икєӊән» («Вороны муж и жена»).
Ни одни текст не публикован.

Социологический аспект

Дают нормативную установку на переход от одной части к другой.

Происхождение

Песня была записана на территории Белоярского района. Она исполняется на всех обрядах, проводимых с 1991 года.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
В настоящее время эту песню исполняют Андрей Александрович Ерныхов и Тимофей Алексеевич Молданов. Эту песню исполняют во всех медвежьих игрищах. Она носит разделяющий характер.

Риск исчезновения
Риск исчезновения ритуального пения достаточно высок. Он напрямую связан со знанием хантыйского языка и проведением обряда «Медвежьи игрища».

Исключительность / Ценность
Эта песня «Ворӈат имєӊән-икєӊән» уникальная, она входит в комплекс обрядов «Медвежьи игрища». уникальная.

Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

Исполнители, изображающие ворон мужа и жену входят в помещение, встают перед головой к медведю, обращаясь друг к другу, поют песню-диалог.

Завершив исполнение песни, танцуют, сделав семь кругов, уходят.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Активно к исполнению сценок жанра «ӆуӈӑӆтуп» привлекаются молодые люди. Сценка вошла в классический репертуар проведения обряда «медвежьи игрища»

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача, от исполнителя к ученику. Возможно 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Источники

Молданов Т.А., Сидорова Е.В. Медвежьи игрища: танцы и песни. – Ханты-Мансийск, 2010. – 440 с.

Песня из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов «Ворӈат имєӊән-икєӊән» («Вороны муж и жена»)