Традиция исполнения «Пєчар йухәты ар» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиция исполнения «Песня прихода Печар» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Традиционное ритуальное исполнение казымских хантов

Ключевые слова:

Печора рыбная, Уральские горы, Амня

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский (казымский диалект)

Пєчар йухәты ар

Описание

Песня или сценка «Печар юхатты ар» исполняется каждый день, кроме последнего дня – перед исполнением сценок «ӆуӈӑӆтупӑт».

Поют, что приходят в дом, который наполнен собравшимися. И расскажут, с какой земли и воды пришли. А пришли они с реки Печеры. Пришли в дом, где много собравшихся людей. Принесли с собой веселье и песни.

Этнологический аспект

Печар юхатты ар ‘Песня прихода Печаров’ является песней или сценкой медиального жанра, разделяющего сакральную часть обряда от профанной. Этим песнопением открывается профанная часть праздника, наступает череда ӆуӈӑӆтупӑт ‘вошедшие, входящие’. “Вошедшими” являются люди и лесные духи. Они приходят в образе Печаров. Большая часть сценок и песен имеет юмористический и поучительный характеры.

Исторический аспект

О таких персонажах писал Чернецов В.Н., когда в первой половине XX века записывал обряд в Вежакарах и Тугиянах. После исполнения песни прихода Печар начинается представление сценок из жизни охотников и рыбаков, представляются зооморфные образы некоторых покровителей. Авдеев И.И. выделил их по рубрикам:

Социологический аспект

Люди, пришедшие с реки Печоры, своим приходом открывают увеселительную часть обряда.

Лингвистический аспект

Этой песней открывается действа сценками и песнями персонажей, называемых “приходящие”. Этот жанр имеет наименование «Ӆуӈӑӆтуп» ‘Приходящие’, ‘вошедшие’, ‘входящие’, или «Ӆуӈаӆтупат» ‘(песни) приходящих (на игрища)’. Другое наименование: «Нях арат ‘смешные (шутливые) песни’, ‘[для] смеха песня’, ‘для увеселения (шуточная) песня’.

Происхождение

Эта часть обряда повествует о том, что когда-то были заимствованы у коми, живущих по ту сторону Уральских гор, поэтому и именуют их печар ёх.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

В настоящее время эту сценку «Печар юхатты ар» исполняют Андрей Александрович Ерныхов и Тимофей Алексеевич Молданов. Эту песню исполняют во всех медвежьих игрищах. Она носит разделяющий характер.

Риск исчезновения

Риск исчезновения ритуального пения достаточно высок. Он напрямую связан со знанием хантыйского языка и проведением обряда «Медвежьи игрища».

Исключительность / Ценность

Эта песня «Печар юхатты ар» уникальна, она входит в комплекс обрядов «Медвежьи игрища».

Форма бытования

Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

В помещение входит трое исполнителей, одетых в суконные гуси, на лице – берестяные маски, в руках – посохи (фото 2). Они ходят по кругу, по солнцу и поют песню. Закончив петь, начинают танцевать делают три круга и уходят (фото 3) .

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Активно к исполнению сценок жанра «ӆуӈӑӆтуп» привлекаются молодые люди. Сценка вошла в классический репертуар проведения обряда «медвежьи игрища»
Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников. В настоящее время популяризация репертуара медвежьих игрищ реализуется через различные формы: мастер-классы, фестиваль «Театр берестяной маски», интерактивные площадки.
Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача, от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Источники

Молданов Т.А., Сидорова Е.В. Медвежьи игрища: танцы и песни. – Ханты-Мансийск, 2010. – 440 с.