Традиции исполнения «Ӆапәт сӑран» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения «Семеро зырян» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

Обь, Иртыш, Тобольск, баржа, мука, мешок, сур, зырянин, князь.

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский (казымский диалект)

Ӆапәт сӑран

Язык наименования: русский

Семеро зырян

Описание

Песня «Лапат саран» исполняется во второй день медвежьих игрищ.

Бытовая сценка о купцах. Братья-зыряне принимают решение стать купцами и проложить торговый путь на Север.

Этнологический аспект

«Семеро зырян» - произведение из репертуара «медвежьих игрищ», исследователи относят его к жанру «ӆуӈӑӆтуп» («вошедшие»). При этом отмечают, что не обязательно произведения жанра «ӆуӈӑӆтуп» имеет увеселительный характер. В данном случае оно относится к категории – отражающие различные исторические напластования. События и факты пропущены сквозь сито коллективного сознания и сохраняет те элементы, которые значимы для хантыйского народа.

Исторический аспект

«Семеро зырян» исполняют на всех обрядах «медвежьи игрища». В научном издании был опубликован всего один раз.

Социологический аспект

«Семеро зырян» повествует о поездках зырян из Тобольска на Севера. Они везут ткани, сукно, муку, хмельной напиток.

Лингвистический аспект

В этом произведении «Семеро зырян» большое количество типических выражений. Это способ отражения действительности, когда конкретная реальность сгущается до нескольких фраз (символов), которые в последующем, при воспроизводстве позволяют реконструировать реальность – события определенной давности.

Происхождение

Впервые запись этой песни была сделана Татьяной Александровной Молдановой в 1988 году во время фольклорной экспедиции на стойбище Ай вош юган. Исполнитель – Молданов Кузьма Семенович.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

традиция исполнения

Описание техники /технологии

Для исполнения песни семеро мужчин надевают ритуальные халаты белого цвета, ритуальные шапочки, и рукавицы (фото 2, 3, 4). Исполнители встают перед головой медведя цепочкой, первый – ведущий исполнитель. Он один поет сольно, остальные шестеро повторяют за ним движения: ходьба по кругу по солнцу с приседанием и разворотами то вправо, то влево. В руках держат посохи.

Такие движения имитируют поездку на транспортном средстве из города Тобольска. Они привозят муку, шелка, бисер, платки для людей, живущих по Оби. Выходят они в Березово, оттуда уже возвращаются обратно. Об этом они поют в песне, что открыли «путь хлебвозящий».

Делают 3, 5 или 7 кругов. На 7 круге танцуют: двигаются с правой ноги, шагом с толчком в коленях, одновременно сгибая и выпрямляя руки от локтя на уровне глаз, и, разворачивая кисти рук ладонями от себя к себе. Уходят.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Другим участникам обряда послушать, сделать цифровую запись песни для дальнейшего заучивания.

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Развитие

В этом случае текст будут знать новые исполнители репертуара обряда «Медвежьи игрища»

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «Медвежьи игрища», или обучающих семинаров, или занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Популяризация

Это возможность приобщать к обряду новых учеников Окружной школы Медвежьих игрищ

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в году
Метод Выступление на различных фестивалях, конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Участники Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача, от исполнителя к ученику, возможно 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, проведение занятий в окружной школе Медвежьих игрищ



Предметы

Источники

Земля кошачьего локотка. Кань кунш оӆӑӈ / сост. Тимофей Молданов. – Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ. 2010. Вып. 5. С. 150 – 162.

текст Ӆапәт сӑран