Традиция исполнения песни «Йох хот лыпи ламалы» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиция исполнения песни «Йох хот лыпи ламалы» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиция исполнения песни «У народа в домах приживалец» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

Йох хот лыпи ламалы, ики, ньөрум вой, эви, У народа в домах приживалец

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский, казымский диалект

Йох хот лыпи ламалы

Язык наименования: русский

У народа в домах приживалец

Описание

Песня «Йох хот лыпи ламалы» исполняется в первый или во второй день обряда. Песня поется от лица зверя.

В песне медведь представлен не просто как зверем, в честь которого проводится обряд, а как приживалец дома. Понимается, что, когда в семье живет приживалец, он становится покровителем дома, который будет заслонять дом от болезней. Живущие в доме будут богаты на улов рыбы и на охоте. А еще мужчинам долгой жизни покровительствует.

Этнологический аспект

Песня «Йох хот лыпи ламалы» относится к жанру песен Кӑйөйәӈ ар, или медвежьих – звериных песен. Т.А. Молданов называет эти песни еще и эпическими. Эти песни повествуют не только об истории медведя, которого Торум спустил с неба на землю, но еще и об истории добычи медведя человеком. Каждая такая песня – это история одного человека и вместе с тем это история рода – рода Волдиных, Молдановых, Сенгеповых, Тарлиных и т.д. Такие песни исполняются в начале каждого дня празднества – обычно это 3 или 5 песен. Порядок исполнения эпических песен зависит от традиций. В зависимости от рода выстраивается последовательность исполнения песен. В таких песнях еще дополнительно даются функции рода – дублируются действия, которые обязательны для исполнения при добыче медведя.

Исторический аспект

Песню «Йох хот лыпи ламалы» впервые исполнил Молданов Герасим Никитич в 1993 году в с.п. Полноват Белоярского района. Была записана Молдановым Тимофеем Алексеевичем и Молдановой Татьяной Александровной.

Социологический аспект

В песне «Йох хот лыпи ламалы» даются регламентирующие социальные установки людям при проведении обряда.

Лингвистический аспект

В начале песни жанра эпических песен дается описание жизни медведя в лесу, природного мира глазами животного с точки зрения его деятельности. Обычно зачином для этого блока служат формулы: Овӆа вөнт шӑншэмән – ‘на спинах бездверного леса’. Зачин каждой эпической песни одинаков – это распев в соответствии с мотивом и ритмом песни: «Кай-ө-йәӈа-йө-йәӈа». Таков же и конец: «Кай-ө-йәӈа».

Происхождение

Песня «Йох хот лыпи ламалы» представлена как историческая память одного рода.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
Песню «Йох хот лыпи ламалы» знает Т.А. Молданов. Выучил песню Михаил Алексеевич Молданов.

Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Йох хот лыпи ламалы» напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища.

Исключительность / Ценность
Ценность песни «Йох хот лыпи ламалы» в том, что она входит в репертуар обряда «Медвежьи игрища».

Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

«Йох хот лыпи ламалы», как и все песни жанра «Кайөйәӈ арәт», исполняются перед головой медведя (фото 1). В помещение заходит трое исполнителей в ритуальных халатах, шапках, они кланяются голове, берут друг друга за мизинцы. Центральный исполнитель является ведущим. Он начинает петь, остальные ему подпевают с середины строки (фото 2).
Закончив петь, повернувшись по солнцу вокруг себя нечетное количество раз, уходят.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Песня исполняется признанными мастерами фольклора.

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача, от исполнителя к ученику. Возможно 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Источники

Текст Песня «Йох хот лыпи ламалы».docx