Традиции исполнения песни "Тăӆ уӆәм вой" из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиции исполнения песни "Тăӆ уӆәм вой" из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения песни "Зиму проспавший зверь" из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

Берлога, снег, лёд, Замшевая шуба, Сугроб, лесная грива, чага, ялы, река

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский (казымский диалект)

Тăӆ уӆәм вой

Язык наименования: русский

Зиму проспавший зверь

Описание

Песня «Тăӆ уӆәм вой» исполняется в первый день проведения обряда «медвежьи игрища» в цикле песен жанра звериных песен. В песне повествуется о жизни медведя, оказавшегося на земле после спуска его отцом Торумом.

Песня поется от имени медведя. Медведь ходит по лесу, лето очень жаркое. Собирает морошку, ходит по тундре. Наконец начинает дуть северный ветер, приближается зима, медведь готовит берлогу. По первому снегу ложится спать. Слышиться медведю, что к берлоге подходит женщина, вползает внутрь. Медведь просыпается, открывает глаза. Нет никого, оказывается, во входное отвкрстие ветер задувает снег, это он принял женщину. Дальше спит. Весной выходит их берлоги, разминается, многочисленные речки за собой оставляет. Наступает осень, он собирает ягоды.

В один день наступает на нить, натунутую человеком, и его пронзает стрела. Приезжает охотник, выполнив весь ритуал, везет его в стойбище. Проводит игрища, одну из душ направляет на небо, другая душа медведя остается духом-покровителем рода. Заканчивается песня раскрытием смысла проведения обряда: для удачи на рыбном промысле, для удачи на охотничьем промысле, для удачи в разведении оленей и долгой жизни мужчинам.

Этнологический аспект

Песня «Тăӆ уӆәм вой» относится к жанру «вой ар» - звериные или медвежьи песни. Этот жанр именуется «кайәяӈ арат», что в переводе с хантыйского «кай» означает ‘восхваление’. А.А. Гриневич их называет хвалебными песнями медведю. Эта часть обряда посвящена медведю. Песни этой разновидности отличаются от других манерой исполнения. Их обычно поют по три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы, в такт пению поднимая и опуская руки. Так они кланяются медведю.

Этими песнями после обязательного пробуждения зверя начинают каждый новый день медвежьего праздника. Ежедневно исполняют три, пять, семь или девять песен этого жанра. Количество человек и количество исполняемых песен должно быть нечетным.

Исторический аспект

Эта песня фиксировалась исследователями с 1991 года. В 2019 году была опубликована впервые. В личном архиве Молдановой Татьяны Александровны хранится 8 вариантов данной песни, записанных в разное время.

Социологический аспект

В песне «Тăӆ уӆәм вой» даются правила проведения обряда «медвежьи игрища». Эти правила закреплены в традиции и поясняются в песне, тем самым демонстрируется их важность и значимость.

Лингвистический аспект

Песня «Тăӆ уӆәм вой» насыщена словами, неупотребляемыми в современной речи. Даны и подставные названия медведя, типические выражения, отражающие природу, а также место проведения обряда.

Происхождение

Песня исполняется первый день праздника. Исполняет один человек двое или четверо повторяющие, все в ритуальных халатах.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

Песня «Тăӆ уӆәм вой» исполняется во время каждого проведения обряда. Эта песня повествует о жизни медведя и правилах проведения обряда «медвежьи игрища». Поют только признанные мастера фольклора.

Риск исчезновения

Риск исчезновения песни «Тăӆ уӆәм вой» напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища.

Исключительность / Ценность

Ценность песни «Тăӆ уӆәм вой» в том, что она входит в репертуар обряда «Медвежьи игрища».

Форма бытования

Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

Песни «Тăӆ уӆәм вой» исполняется перед головой медведя. В помещение заходит трое или пятеро исполнителей в ритуальных халатах, шапках и рукавицах, они кланяются голове, берут друг друга за мизинцы. Среди них в центре основной исполнитель, знающий традицию исполнения песни. Он начинает петь, а на половине строки ее подхватывают все остальные участники. Все участники поют в удобной для него метроритме; отсутствует и точное звуковысотное воспроизведение мелодии. При этом наблюдается некоторая синхронность во время исполнения: его участники энергично взмахивают сомкнутыми руками, а пение подчиняется периодичности движений (фото 3).

Песня заканчивается, исполнители кланяются медведю и, разворачиваясь по солнцу, уходят из помещения.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

В настоящее время эту песню исполняют только два мастера фольклора коренных народов Севера Молданов Тимофей Алексеевич, Ерныхов Андрей Александрович.

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Возможность приобщения к обряду «медвежьи игрища» новых учеников.

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год
Метод Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Ученики Окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

театрализация ситуаций по демонстрации норм поведения

  

передача от исполнителя ученику, возможно, 3-5 ученикам


регулярное проведение медвежьих игрищ, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ



Предметы

Источники

Медвежьи игрища. первый день: Научно-методическое издание / сост. Т.А. Молданова. – Ханты-Мансийск, 2019. С. 2117 – 146.

Текст и перевод Тал олум вой - зиму проспавший зверь (песня)