Традиция исполнения песни-сказки «Ай мощ хө» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиция исполнения песни-сказки «Маленький Мощ хо» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

Лось, грива из осин, уральские горы, Обь, лесная грива вдоль по Оби.

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский, казымский диалект

Ай мощ хө

Язык наименования: русский, хантыйский

Маленький Мощ хо

Описание

Песня-миф исполняется в первый день медвежьих игрищ. Исполнитель одет в суконный гусь, на лице – берестяная маска, в руке – посох.

Герой на лыжах охотится за мифическим шестиногим лосем, настигает его и отрубает две ноги, чтобы родившийся в будущем обычный человек мог догнать зверя. Шестиногий лось превращается в созвездие Большой Медведицы, след лыжни Мощ хэ становится Млечным Путем, а дом клыкастого зверя (моржа) – это созвездие, название которого не выяснено.

Этнологический аспект

Произведение относится к жанру мощ ар ‘песня-сказка’, довольно распространённый жанр в фольклоре хантов. Следует отметить, что жанровая классификация хантыйского фольклора отличается от классической.

Исторический аспект

Впервые текст песни-сказки «Ай мощ хө» был записан в 1988 году во время музыкально-этнографической экспедиции В.И. Киле, Т.А. Молдановой, О.В. Мазур в селе Юильск Белоярского района от Молданова Кузьмы Семеновича (1890 – 1990), жившего на реке Ай вош юган, притоке Казыма. Фонограмма хранится в архиве Новосибирской консерватории и в Окружном Доме народного творчества. Запись текста с магнитофона осуществил Т.А. Молданов.

Социологический аспект

Объяснение происхождения элементов вселенной согласно хантыйской мифологии -0 представления о мире.

Лингвистический аспект

Мощ хэ – прозвище культурного героя, которое в текстах на руцсском языке употребляется по-хантыйски. Это имя собственное. Считается, что Мощ хэ – мифический предок фратрии Мощ. Дословно можно перевести Сказочный человек.

Происхождение

Считается, что Мощ хэ является культурным героем, который действовал в наидревнейшие времена, когда на землю еще не были спущены дети верховного божества Торума, ставшие духами-покровителями высокого ранга.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

Ее исполняют только во время проведения обряда «Медвежьи игрища»
В настоящее время эта песня-сказка исполняется только одним человеком, заявителем заявки Молдановым Тимофеем Алексеевичем.

Риск исчезновения

Риск исчезновения песни-сказки «Ай Мощ хэ» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни-сказки сейчас проживает в Ханты-Мансийске. Его задача подготовить учеников, научить их исполнять песню-сказку «Ай Мощ хэ». Бытование этой песни-сказки напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится.

Исключительность / Ценность

Ценность песни-сказки «Ай Мощ хэ» в том, что она входит в репертуар обряда «Медвежьи игрища».

Форма бытования

Традиционное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение

Описание техники /технологии

Выходит один исполнитель, на нем суконный гусь, берестяная маска, в руке – посох (фото 2). Начинает петь, при этом он выполняет хореографические движения полуприседания в такт песни, а в конце песни танец – круговые движения по солнцу. Уходит.

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

В этом случае текст будут исполнять во время обряда

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Развитие

В этом случае текст будут знать новые исполнители репертуара обряда «Медвежьи игрища»

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «Медвежьи игрища», или обучающих семинаров, или занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Популяризация

Это возможность приобщать к обряду новых учеников Окружной школы Медвежьих игрищ

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в году
Метод Выступление на различных фестивалях, конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Участники Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача, от исполнителя к ученику. Возможно 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Источники

Песни реки Казым в собрании Окружного Дома народного творчества / Сост. Т.А. Молданов. – Тюмень, 2019. С. 223 – 234.

Мифология хантов / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова; науч. ред В.В. Напольских. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. Т. 3. Серии Энциклопедии Уральских мифологий. С. 238-244

В научной литературе песня опубликована в Энциклопедии Уральских Энциклопедий «Мифология хантов» с. 238-244