Традиция исполнения песнопения «Кев пелак ар» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиция исполнения песнопения «Песнопение Уральской стороны» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

Сыня, Хулга, Тайт, Вогулка, уральские горы, ворт, селение, медведь, жертвенное место

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский (казымский диалект)

Кев пелак ар, Саня ёх ар

Язык наименования: русский

Песнопение Уральской стороны, Песнопение Каменной спины, Каменной стороны песня, песня реки Сыня

Описание

Песня исполняется второй день медвежьих игрищ.

Песню поют пять человек, одетые в халаты белого цвета и специальные шапочки. Песня считается священной для двух народов ханты и манси.

Песня о добыче и доставке медведя в селение. Долгую зиму спит в берлоге медведь. Одним ухом слышит, что теплый ветер начинает дуть. Медведь выходит из берлоги, начинает разминать ноги. Наступает жаркое комариное лето. Ходит медведь по тайге, спускается к речной гриве. Переходит речку, на другом берегу лабаз, входит в него. Это происходит возле речки Вогулки (леый приток реки Обь), здесь святое место хантов и манси, его называют Торум хар ‘Место Торума’. Сидит медведь в лабазе, слышит, что едут люди на оленях. Они его не заметили. Оттуда медведь направляется на другую речку Щекурью, там опять садится в лабаз. При езжают люди, он выскакивает, и вновь люди его не заметили. Направляется медведь дальше. Осень наступает, начинает дуть холодный ветер. Выпадает снег, медведь направляется на север. Выходит у берегов реки Сыня (левый приток Оби). Находит святое место, влезает в лабаз, сидит среди сукна и шелка, тепло в лабазе. Приезжают люди, убивают его. Везут в стойбище, там собирается все население соседних стойбищ. Начинаются игрища. Вдруг заболел мужчина из Щекурьи. Вызывают шамана, который посредством гадания узнает, что медведь хотел, чтобы его убили на Щекурье; из-за этого он наслал злых духов на мужчину из щекурьи. Затем все направляются в Щекурью, чучело медведя берут с собой, там проводят жертвоприношение. Когда приезжают на сыню, продолжают игрища. теперь заболел мужчина с Вогулки, вот-вот умрет. Позвали шамана, при гадании он узнает, что медведь хотел, чтобы тот его добыл. После чего едут на Вогулку в святое место, где проводят жертвоприношение. После этого едут проводить игрища. после завершения игрищ медведь становится духом-покровителем дома.

Этнологический аспект:

Песня «Кев пелак ар» относится к жанру «Кайөйәӈ арәт». Песни «кайёй» - это песни, восхваляющие медведя. В них дается информация описания жизненного пути медведя. Песни этого жанра исполняются в сакральной части обряда во 2 или 3 день. Обязательное окуривание помещения.

Исторический аспект

Такая песня была записана Татьяной Александровной Молдановой и Тимофеем Алексеевичем Молдановым во время проведения медвежьих игрищ в Полновате. Исполнитель Петр Иванович Юхлымов.

Социологический аспект

В песне «Кев пелак ар» даются регламентирующие социальные установки людям при проведении обряда направления душ зверя.

Лингвистический аспект

Песня имеет два, на первый взгляд, разных названия - «Кев пелак ар» и Саня ёх ар. С другой стороны Сыня берет свое начало в горах Урала, то эти названия вполне отражают значение Каменной спины песня или Каменной стороны песня.
В тексте прослеживается лексика, связанная с иносказательными названиями медведя. Образные названия обрядов, которые проводятся при проведении медвежьих игрищ. Это и очищение водой, гадание на голове и другие.

Происхождение

Песня «Саня ёх ар» - песня реки и локальной группы жанра «вой ар». Песня поясняет, что в течение проведения всего обряда нужно души медведя направлять на определенные условленные места, при этом у него об этом спрашивают, куда он сам пожелает.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

Песню «Кев пелак ар» исполняют только во время проведения обряда «Медвежьи игрища» В настоящее время эта песня-сказка исполняется несколькими людьми: Молдановым Тимофеем Алексеевичем, Ерныховым Андреем Александровичем, Молдановым Михаилом Алексеевичем.

Риск исчезновения

Риск исчезновения песни «Кев пелак ар» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год.

Исключительность / Ценность

Уникальная

Форма бытования

Традиционной исполнение во время обряда

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное пение

Описание техники /технологии

Песня «Кев пелак ар» , как и все песни жанра «Кайөйәӈ арәт», исполняются перед головой медведя (фото 1).

В помещение заходит пятеро исполнителей в ритуальных халатах, шапках и рукавицах, они кланяются
голове, берут друг друга за мизинцы и в такт делаю взмахи руками – то верх, то
вниз. Поет традиционно один ведущий исполнитель в центре. Остальные помогают
попевать, подхватывая на середине строфы. После окончания песни кланяются и
уходят.

Сведения о действиях

Сохранение

В этом случае текст будут исполнять во время обряда

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Развитие

В этом случае текст будут знать новые исполнители репертуара обряда «Медвежьи игрища»

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в год, во время проведения обряда «Медвежьи игрища», или обучающих семинаров, или занятий Окружной школы Медвежьих игрищ
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ Место действия: г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ



Популяризация

Это возможность приобщать в обряду новых учеников Окружной школы Медвежьих игрищ

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в году
Метод Выступление на различных фестивалях, конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Участники Окружной школы Медвежьих игрищ



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

традиционное пение

непосредственная передача, от исполнителя к ученику, возможно 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, проведение занятий в окружной школе Медвежьих игрищ



Предметы

Источники

Земля кошачьего локотка / Т.А. Молданов. – Томск: Изд-во Том. унта, 2004. Вып. 4, С. 62-91.

Земля кошачьего локотка / Т.А. Молданов. – Томск: Изд-во Том. унта, 2010. Вып. 6, С. 114 -206.

Молданов Т.А., Сидорова Е.В. Медвежьи игрища: танцы и песни. – Ханты-Мансийск, 2010. – 440 с.