Традиции исполнения песни «Касум ими касăӆты ар» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиции исполнения песни «Касум ими касăӆты ар» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения песни "Песня казымской богини" из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

казымские ханты

Ключевые слова:

Обь, Казым, Кунават, Амня, Вошюган, Сюньюган, Нумто

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский (казымский диалект)

«Касум ими касăӆты ар», «Касум тый щащи ар», «Пупи щащи касаӆты ар», «Вут ими ар», «Пупи щащи ар»

Язык наименования: русский

Песня казымской богини

Описание

Песня «Касум ими касăӆты ар» исполняется в третий день обряда «медвежьи игрища». Песню поет сольно один человек в красном халате. На голову накинут платок светлых тонов в расправленном виде. На руки надеты рукавицы.

Этнологический аспект

Песни духов-покровителей женского рода исполняют мужчины. Мужчина, надев халат, платок исполняет приход на действо Казымской богини. Это одна из главных песен Казым ими – верховной богини-покровительницы хантов реки Казым. Она относится к поджанру «миш ар», удачу приносящая песня. В песнопении миш Казымская богиня рассказывает о своей судьбе, о переселении на реку Казым. Раньше она жила с ненецким мужем возле Обской губы. Однажды она вступает в конфликт со своим мужем и в образе белогрудой кошки выскакивает на улицу, подбегает к священной нарте. Вынимает саблю, подобной светлой озерной воде, подобной светлой обской воде, отрубает ногу мужу. Просит отца направить ее в верховья Казыма. Она назначает мужа духом-охранителем Обской губы в облике щуки. Сама отправляется на Казым. По дороге оставляет детей, части одежды, которые становятся духами-покровителями этих территорий. Добравшись до Юильского городка, она просит отца отправить духа-покровителя Юильска. Все река Казым оказывается под ее влиянием, поселяется на озере Нумто.

Исторический аспект

Записана впервые в декабре 1992 года в п. Кышик Ханты-Мансийского района от Петра Ивановича Сенгепова. Он родом с реки Лямин Сургутского района. Жил в стойбище Мевтанг лор, между реками Казым и Сюнь-юган.

Социологический аспект

В песне повествуется о том, как и почему Казымская богиня стала духом-покровителем хантов реки Казым. Тем самым поясняя родственные связи между духами-покровителями и между родами людей.

Лингвистический аспект

У этого духа-покровителя различные названия. Люди рода хранителей Казымского духа называют «щащи», в буквальном переводе бабушка по отцу. Иногда называют «пупи щащи». «Пупи» с хантыйского языка переводится медведь. Объясняли: пупи – она дух. Это слово было заимствовано у манси.

Происхождение
Казымская богиня – покровительница хантов, живущих в верховьях реки Казым. Она считается «приколенным», т.е. домашним, духом рода Молдановых и Сенгеповых.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
Песню и танец «Касум ими касăӆты ар» исполняются во время проведения обряда «Медвежьи игрища».
Риск исчезновения
Риск исчезновения песни «Касум ими касăӆты ар» связан непосредственно с сохранением обряда «Медвежьи игрища» и его проведением у локальной группы один раз в год. Исполнитель этой песни проживает в Ханты-Мансийске, другой в п. Казым Бытование этой песни напрямую связано и со знанием хантыйского языка, если язык будет бытовать в естественной среде, то возможность бытование песен из репертуара увеличится.
Исключительность / Ценность
Ценность песен из репертуара медвежьих игрищ в том, что они входят в состав всего обрядового действа.
Форма бытования
Традиционное ритуальное пение.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Ритуальное песнопение с исполнением танца

Описание техники /технологии

Исполнитель входит в помещение с посохом с железным наконечником в руке. Встает перед головой медведя и начинает петь песню. При исполнении песни исполнитель, стоя на месте, исполнитель с левой ноги боковой шаг из стороны в сторону, левая рука при этом опущена вниз вдоль тела, в правой руке посох (фото 2).

Закончив петь песню, исполнитель двигается вперед к голове, с левой ноги, шагом с двумя толчками в коленях, одновременно сгибая и выпрямляя правую руку в локте к плечу от плеча, на каждый шаг поочередно исполняя движение руками, образуя четверть круга.

Подойдя ближе к голове, исполнитель поворачивается левым плечом, по солнцу, продолжает движение по полукругу, этим же шагом и повторяя движение рук (фото 3).

Исполнитель продолжает двигаться по кругу, шагом с толчком в коленях движение, одновременно руки слегка сгибая и выпрямляя в локтях рывком от себя. Проходит 7 кругов по солнцу и уходит (фото 4).

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Другим участникам обряда послушать, сделать цифровую запись песни для дальнейшего заучивания.

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, п. Казым Белоярского района



Развитие

Другим участникам обряда послушать, сделать цифровую запись песни для дальнейшего заучивания.

Время Зимнее время
Периодичность Один раз в год
Метод Проведение обряда «Медвежьи игрища»
Исполнитель Мужчины старшего возраста, знающие обрядовый фольклор или занимающиеся в Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, п. Казым Белоярского района



Популяризация

Это возможность приобщать к обряду новых учеников Окружной школы Медвежьих игрищ

Время Круглый год
Периодичность Несколько раз в году
Метод Выступление на различных фестивалях, конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности окружной школы Медвежьих игрищ
Исполнитель Участники Окружной школы Медвежьих игрищ
Место г. Ханты-Мансийск, с.п. Казым



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

 

традиционное пение и исполнение танца

 

непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников

регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества



Предметы

Источники

- Молданов Т.А., Молданова Т.А. Боги земли казымской. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 14 – 26.

- Песни реки Казым в собрании Окружного Дома народного творчества, г. Ханты-Мансийск: научно-методическое пособие / сост. Т.А. Молданов. – Тюмень: АО «Тюменский издательский дом», 2019. С. 77 – 121.

Текст «Касум ими касăӆты ар»