Традиции исполнения песни «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиции исполнения песни «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Традиции исполнения песни «Песня покровителя Юильского городка» из репертуара медвежьих игрищ казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Казымские ханты

Ключевые слова:

Медведь, река Казым, р. Вошюган, городок, Хорей

Альтернативные наименования:

Язык наименования: русский

Песня покровителя Юильского городка

Язык наименования: хантыйский (казымский диалект)

Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар

Описание

Песня покровителя Юильского городка «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар» исполняется одна из первых в цикле песен «миш ар». Мужчина Юильского городка приходит в то место, где проводят игрища. Исполнитель с посохом в руке, словно высоченная лиственница, поет:

Со времен земли творения

Золотой травой поросший славный город.

Площадь города того охраняющий,

С железным посохом младший слуга.

С глазами, как полная Луна,

С глазами, как полный месяц,

Ваш дядя, я, заходил тоже.


Дядя в значении обращения, так к нему обращаются люди.

В песне представления Покровителя Юильского городка «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар» сообщается, что он пришел на праздник. А весть о начале медвежьих игрищ принес ворон. Он одевается и идет на игрища. Рассказывает о своих функциях, о своем происхождении, о правилах, которые должны соблюдать люди, когда проезжают около места, где когда-то Касум ими оставила посох. Это место стало зоной особого поклонения. Поясняет, что ему можно ставить в качестве даров.   

В жертву он принимает олененка (или иное животное) темной масти либо черный материал, который необходимо класть на землю возле ствола хвойного дерева. Его жертвенное место у особой сосны, из ствола которой растет береза. Такое дерево находится возле старого Юильска. Это необычное дерево – считается хореем Казымской богини. Монеты ему можно жертвовать не только возле «хорея», но и в устье р. Вошьюган – левого притока реки Казым. От этого устья до священного места Вошаӈ ики три километра. Всякий проезжающий обязан остановиться в этом месте и почтить его. И зимой, и летом дух встречает и провожает каждого, кто едет вверх или вниз по реке Казым. Если путник забудет его почтить, то в дороге у него возникнут трудности. Рассердившись, Вошаӈ ики способен зимой вызвать сильную пургу, а летом – ураган и затяжной проливной дождь.

Этнологический аспект

Песня «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар» относится к жанру песен миш, или хатлэван арат – завтрашние песни. Эти песни исполняются, как правило, в последний день проведения медвежьих игрищ. Миш ар – это песни покровителей, приносящих удачу. Под вторым названием «хатлэван арат» понимается, что это песни- наставления, как нужно жить потомкам дальше, в будущем, поэтому они называются «завтрашние песни». 

Исторический аспект

Исполнение песни не имеет строго регламентированного текста. Впервые текст «Вошаң ики ар» был записан в январе 1991 года в д. Юильск Белоярского района во время проведения медвежьего праздника. 
Исполнитель – Тарлин Т.Н.
Аудиосъёмка сделана сотрудниками Новосибирской государственной консерватории: О.В. Мазур, Г.Е. Солдатовой, Ю.И. Шейкиным и венгерской исследовательницей Евой Шмидт. Видеосъемка сделана эстонским оператором Адо Линтропом. 
Второй вариант был записан в марте 1992 года в с. Полноват Белоярского района. Исполнитель – Семен Иванович Юхлымов. Запись сделана Т.А. Молдановым и Т.А. Молдановой.  
Третий вариант текста был записан в 2002 году в с.п. Казым. Исполнитель Молданов Тимофей Алексеевич.

Социологический аспект

В тексте песни «Вошаң ики ар» даны напутствующие слова потомкам о правилах поведения и правилах проведения обрядов на святых местах. 
Лингвистический аспект В песне « Вошаң ики ар» применяются эпитеты рек: Казыма, Вош-югана, а также эпитеты езды на оленях, эпитеты, изображающие лесных ненцев, эпитеты Юильского городка.  

Происхождение

По легенде, Казымская богиня «Касум ими» уехала от своего мужа и направилась на территорию реки Казым, Добравшись до старого Юильска, она обратилась к отцу с просьбой, чтобы тот прислал ей духа-охранителя Юильска, который бы стал ее слугой. Торум отправил ей «с огромными глазами лесного духа». В пути Касум ими оставляет хорей – он превращается в дерево, у которого в нижней части ствола растут ветви сосны, сверху – ветви березы. Затем Касум ими едет дальше и обосновывается на озере Нумто. 
Менка – лесного духа, присланного отцом, она оставляет в Юильском городке, чтобы тот стал покровителем.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

В настоящее время эту песню «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар» исполняют в первый день проведения обряда.

Риск исчезновения

Риск исчезновения песни   «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар »  напрямую связан с сохранением и проведением обряда Медвежьи игрища. 

Исключительность / Ценность

Ценность песни «Вошаң ики ӆуңăӆтуп ар» в том, что она входит в репертуар обряда «Медвежьи игрища». Песня содержит большое количество сакральной лексики. В песне дается свод правил поведения людей.   

Форма бытования

Традиционное пение  


Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Традиция исполнения

Описание техники /технологии

Исполнитель, входит в помещение с деревянным посохом. На нем надет суконный гусь, на лице – берестяная маска. Встает перед головой медведя и начинает петь  песню. Стоит на месте, слегка приседая. При исполнении песни исполнитель, стоя на месте, делает шаг назад правой ногой, потом вперед, переставляя левую ногу в сторону. Левая рука при этом опущена вниз вдоль тела, в правой руке посох (фото 2).

Закончив петь песню, исполнитель двигается вперед к голове, потом начинает танцевать. Делает 3-5-7 кругов. Танцует на полусогнутых ногах, руки вытягивает вперед, в сторону, посох перекидывает с одной руки на другую. Руки сжаты в кулак. Уходит.  

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Проведение обряда «медвежьи игрища». Песня исполняется представителями рода, при их отсутствии исполняется другими мастерами фольклора. 

Время зимний период
Периодичность один раз в год
Метод зимний период
Исполнитель мужчины среднего и пожилого возраста 
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Проведение обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров, занятий Окружной школы Медвежьих игрищ. Учат песню мужчины, знающие язык, по печатным текстам.

Время круглый год
Периодичность несколько раз в год, во время проведения обряда «медвежьи игрища», обучающих семинаров и  занятий Окружной школы Медвежьих игрищ 
Метод метод демонстрации, метод обучающей игры, мастер-классы
Исполнитель мужчины среднего и пожилого возраста, подростки, ученики окружной школы Медвежьих игрищ
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск




Популяризация

Участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, выступление с докладами о деятельности Окружной школы Медвежьих игрищ. Вызвать интерес у молодых людей к участие в обряде. 

Время круглый год
Периодичность несколько раз в год 
Метод метод демонстрации, презентация объектов нематериального культурного наследия
Исполнитель ученики Окружной школы Медвежьих игрищ 
Место с.п Казым Белоярского района, г. Белоярский, г. Ханты-Мансийск



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

театрализация ситуаций по демонстрации норм поведения

  

от исполнителя ученику, возможно, 3-5 ученикам

 

регулярное проведение занятий Окружной школы Медвежьих игрищ



Предметы

Источники

Текст Вошәӊ ики ӆуӊәӆтуп ар.docx