Ритуал «пупи хот» казымских хантов

Ритуал «медвежьи игрища» казымских хантов

Этнокультурная принадлежность:

Традиционная культура казымских хантов

Ключевые слова:

Медведь, медвежьи игрища, медвежий праздник. Вторичный – ритуал, обряд, церемония, фольклор, аутентичность

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский, казымский диалект

пупи хот

Язык наименования: русский

Медвежьи игрища

Описание

Медвежьи игрища - ритуал, который проводится по случаю добычи медведя, до сегодняшнего дня остается самым важным и значительным событием в жизни казымских хантов. Медведь для хантов – священный зверь, поэтому все, что связано с ним – табуировано. Считается, что у медведя столько же душ, сколько у человека (4 – у женщины, 5 – у мужчины), поэтому церемония медвежьих игрищ длится (в зависимости от пола медведя) 4 или 5 дней. За это время души медведя должны быть сопровождены на небо, к Небесному отцу.
В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления. Количество исполняемых «номеров», которые отмечаются на специальной палочке, может достигать 300.
Медвежьи игрища – особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. За время проведения праздника перед присутствующими предстает весь хантыйский мир: от сотворения до наших дней, актуализируется этническая матрица.

Этнологический аспект

В проведении медвежьих игрищ наблюдается две противоположные тенденции. Первая связана с нормами воплощения сакрального: благоговейное отношение к происходящему, использование художественных средств, принадлежащих к высшей ступени иерархии ценностей в культуре этноса. Вторая тенденция связана с процессом десакрализации действа, культивированием веселья и пародийного начала, созданием ритуального смехового контекста в ходе праздника. Таким образом, в ходе медвежьих игрищ фиксируется оппозиция сакрального и профанного (дионисийского).

Исторический аспект

В годы советской власти медвежьи игрища были запрещены и проводились тайком в узком кругу доверенных лиц. В 1991 г. в д. Юильск игрища впервые после 60-летнего перерыва были проведены открыто. Ежегодно устраивать церемонию не представлялось возможным, требовалось немало усилий, чтобы собрать вместе всех исполнителей, кто еще помнил слова священных песен. Но аудио и видео-фиксация медвежьего праздника позволила в дальнейшем не утратить процедуру проведения древней церемонии. Практически все проводимые на Казыме игрища зафиксированы в том или ином виде (аудио, видео, фото) этнографами Татьяной и Тимофеем Молдановыми и хранятся в их семейном архиве.

Лингвистический аспект

Исследователи отмечают более 500 терминов, связанных с медвежьими игрищами, из них 132 наименования медведя. Чаще всего его называют – пуп пухие (священный сыночек) или пуп эвие (священная дочка).

Происхождение

Ритуал корнями уходит в древние пласты охотничьей культуры (бронзовый век). Археологические находки фигурок медведя в жертвенной позе относятся к раннему средневековью (VII век н.э.), поэтому есть основания считать, что ритуал существует именно с этого периода.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования
Ритуал аутентичный, полностью сохранен, церемония проводится в соответствии с традиционными нормами.

Риск исчезновения
Риск исчезновения ритуала высокий. На Казымской территории в настоящий момент осталось всего 2 человека, способных полностью воспроизвести церемонию. Нарушается преемственность, фактически нет исполнителей среднего возраста. Молодежь не владеет хантыйским языком, поэтому высок риск прерывания традиции.

Исключительность / Ценность
уникальный

Форма бытования
ритуал

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Порядок проведения

Описание техники /технологии

Церемония медвежьих игрищ начинается с момента добычи медведя. Уже при разделывании туши используется потайной язык, который сохраняется до окончания игрищ. Разделывается туша в определенной последовательности, которая не может быть нарушена. Кости должны отделяться друг от друга по суставам. При свежевании туши шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается. По окончании процедуры все участники должны (в зависимости от времени года) очиститься водой или снегом. После этого медведя укладывают на специально изготовленный обруч в так называемой «жертвенной позе» - голова кладётся между передних лап.

После первичной подготовки зверя проводят ритуал, называемый вой тэты пант (букв. Вой - зверь, тэты - нести, пант - путь). Добытого медведя везут в стойбище или в посёлок через все близлежащие священные места. На каждом из них охотники останавливаются для проведения обряда «поры», приношения пищи в качестве дара духам. Кроме того, охотники делают остановки на озёрах, речках, местах, связанных с какими-либо реальными событиями или легендами. Остановившись, охотники семь раз подряд выкрикивают название данного места. Считается, что таким образом они знакомят медведя с примечательными местами. В настоящее время этот элемент ритуала проводится частично.

Подойдя к поселению, охотники громко кричат (четыре или пять раз, в зависимости от пола добытого медведя), оповещая жителей о приходе к ним лесного «гостя». Те, в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой, чтобы окурить охотников и зверя. Затем все брызгают друг на друга водой или бросают снегом.

В селении сначала медвежью голову устанавливают за священным углом дома “хот шаншан” 'за спиной дома'. Начинается обряд гадания. Он происходит следующим образом. Под голову медведя кладутся ритуальные стрелы или нож - сакральные предметы, изготовленные из железа. Затем присутствующие поочерёдно подходят к медведю, поднимают его голову. Если он при поднятии “становится” тяжёлым “ил ханас” дословно - ‘прилипает’, то это означает, что медведь согласен разговаривать с данным человеком. У медведя спрашивают, какой лесной дух пришёл в образе медведя, согласен ли он, чтобы проводились игрища и где именно, желает ли он быть домашним духом, какое жертвенное животное ему необходимо.

Если медведь соглашается на проведение праздника, то хозяева стойбища определяются с датой проведения игрищ. О празднике оповещают всех, кто живёт поблизости. В связи с тем, что в настоящее время осталось мало исполнителей, приглашают и из других районов округа, где традиции проведения медвежьих игрищ близки (Ханты-Мансийский, Октябрьский районы).

До начала медвежьих игрищ из прикладов духов - покровителей вынимаются ритуальные халаты, рукавицы, шапки, из специальных мест хранения достают маски, посохи, ритуальные стрелы и другие предметы, связанные с церемонией. При необходимости изготавливается недостающая атрибутика.

Перед игрищами обычно проводится обряд жертвоприношения - «юхтум поры» (угощение пришедшему). Наиболее предпочтительной для медведя у казымских хантов считается олень, иногда приносят в жертву сразу несколько оленей (3,5,7). К рогам жертвенного оленя привязывают приклады для духов (куски ткани длиной до 2-3 метров). На стол ставится угощение, которое приносят с собой участники обряда. Устроитель обряда приглашает за стол «духов» и проговаривает молитву, в которой просит удачи на промысле, сохранности оленьего стада, здоровья и благополучия всем людям, а также обращается к медведю с просьбой не трогать съестные запасы живущих в лесу и обходить стороной людей. Мясо жертвенных оленей едят сначала в сыром виде, затем в вареном. Часть мяса остается для питания в дни проведения игрищ.

Когда медведя заносят в дом, где будут проводиться игрища, специальный человек стоит с топором и с криками отпугивает его, так продолжается 4 раза, если эта медведица, и 5 раз, если медведь.

Медведь в «жертвенной позе» устанавливается на низкий столик в правом переднем углу дома, который считается священным. На глаза и нос кладутся монеты, сверху накидывается платок. Если это медведица, то надевают женские бисерные украшения, на когти нанизывают кольца. Перед зверем ставится специальная чаша, куда гости кладут деньги, кольца, украшения, сюда же на столик ставят угощение, которое приносят с собой жители. Все приходящие на игрища «здороваются» с ним: целуют в лоб, если медведь – 5 раз, медведица 4 раза.

В зависимости от пола медведя церемония длится 4 дня (если медведица) и 5 (если медведь). В последнее время церемония ограничивается тремя днями.

Хозяином (отцом) медведя считается охотник, который его добыл. В течение всего праздника он находится рядом с медведем, кроме случаев, когда сам исполняет песни или участвует в сценках.

Для организации церемонии назначаются так называемые «повара». В их функции входит очищение помещения, подготовка халатов для песен и танцев, помощь в переодевании исполнителям. Повара также изготавливают специальную учетную палочку, на которой отмечают каждый исполняемый «номер»: песню, танец, сценку. Исполнителями всех фольклорных жанров на игрищах являются мужчины. Они исполняют как мужские, так и женские роли.

Церемония медвежьих игрищ начинается обычно после обеда и может продолжаться до утра. Игрища имеют определенную структуру, которая повторяется каждый день, за исключением последней ночи, когда на праздник приходят великие духи.

Каждое утро перед головой зверя исполняется песня пробуждения (“нух килтаты ар”), откидывается наброшенный платок. Песню исполняет хозяин медведя или кто-то из гостей. Перед проснувшимся медведем обязательно должна стоять чаща с дымящей чагой.

Первой на игрищах исполняется песня спуска медведя. После нее поют еще несколько так называемых «медвежьих песен». Их обычно исполняют три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы и в такт пению поднимая и опуская руки, как бы кланяясь медведю. Этими песнями начинают каждый новый день игрищ. Сюжет песен «медвежьего цикла» обычно рассказывает о встрече человека с медведем, «пропеваются» нормы поведения. Песня исполняется от лица медведя. ‘Медвежьи’ песни подразделяются на зимние, весенние, летние, осенние. При этом в каждый отдельно взятый день медвежьего праздника исполняются песни конкретного времени года. В первый день начинают петь о том времени года, в который происходят игрища.

По содержанию и сюжетам "медвежьи" песни делятся на группы, и соблюдается следующая последовательность их исполнения:

  1. Миф о спуске медведя с неба и его грехопадение.

  2. Песнопения рек и локальных групп.

  3. Песнопения о наказании человека медведем или о наказании медведя человеком.

  4. Песнопения направления душ медведя на небо.

После завершения песен «медвежьего цикла» исполняются мужские и женские танцы. Каждый присутствующий на игрищах, должен обязательно станцевать для медведя в любой из дней.

Вторая часть медвежьих игрищ – песни духов Мищ – «миш арат». Они исполняются от имени духов-покровителей отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и т.д. Уходя, духи Миш исполняют для присутствующих «удачу приносящий танец».

Третья часть праздника называется «нях арат» (смешливые песни), или «Лунгалтуп» (приходящие). Здесь исполнители, выступая в суконных гусях и берестяных масках, показывают различные сценки, в которых осмеиваются человеческие пороки.

Четвертая часть церемонии посвящена лесным духам – менкам. Исполнители этого цикла также выступают в берестяных масках, но в отличие от исполнителей «смешливых песен» надевают на себя меховую одежду – гусь. Сначала «маски» показывают сюжет, где за неправильное поведение в лесу люди наказываются. Затем исполняется песня-наставление, где эти нормы регламентируются.

Эта структура медвежьих игрищ воспроизводится каждый день, меняются только сюжеты песен и сценок.

В последнюю ночь в песнях «медвежьего цикла» звучит песня Пелымского бога. Ее исполняют 7 человек, одетых в белые халаты. Песня исполняется несколько часов и регламентирует всю церемонию медвежьих игрищ. После исполнения сценок (которых в последнюю ночь немного) на праздник приходят великие духи. Перед их приходом помещение не только окуривается, но и исполняется «святость разрезающая песня» и специальный «паутину разметающий танец». Таким образом «профанная часть» праздника отделяется от сакральной. Запрещается произносить плохие слова, делать неприличные жесты.

Порядок прихода великих духов может быть разным, но состав, как правило, не меняется. На медвежьи игрища казымских хантов в сопровождении своих слуг приходят следующие великие духи:

Лица, имеющие отношение

Молданов Тимофей Алексеевич

Молданов Тимофей Алексеевич

Мастер фольклора, Кандидат исторических наук, этнограф

Подробнее

Ерныхов Андрей Александрович

Ерныхов Андрей Александрович

Мастер,

Подробнее

Тарлин Яков Никифорович

Тарлин Яков Никифорович

Мастер фольклора, Народный мастер России

Подробнее

Сведения о действиях

Сохранение

Сохранение ритуала, как живого культурного явления

Время Зимнее время
Периодичность 1-2 раза в год
Метод Проведение церемонии
Исполнитель Признанные исполнители и мастера фольклора
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Развитие

Сохранение преемственности, обучение молодых исполнителей

Время Зима, лето
Периодичность 2 раза в год
Метод Обучающие семинары, мастер-классы
Исполнитель Признанные исполнители и мастера фольклора
Место с.п. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск



Популяризация

Популяризация медвежьих игрищ

Время Круглогодично
Периодичность Постоянно
Метод Публикация и размещение материалов
Исполнитель Сотрудники учреждений культуры



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

периодически

проведение ритуала

непосредственное участие в церемонии; обучение молодых исполнителей

регулярное проведение церемонии



Предметы

Источники

Бауло А. В. Обские угры: атрибутика и миф (металл в религиозно-обрядовой практике XVIII–XX вв.) / Автореф. дис. … д.и.н. – Новосибирск, 2002 .– 46 с.

Головнёв А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с.

Зыков А.П., Кокшаров С.Ф., Терехова Л.М., Фёдорова Н.В. Угорское наследие. – Екатеринбург, 1994 – 157 с. Иванов В.В. Топоров В.Н. Медведь // Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: Советская Энциклопедия, 1988. Т. 2.– С. 128 – 130

Кань Кунш Оланг. Земля Кошачьего Локотка / Пер., сост., пред. и прим. Тимофея Молданова . – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. Вып. 3. – 23 с.

Кань Кунш Оланг. Земля Кошачьего Локотка / Пер., сост., пред. и прим. Тимофея Молданова . – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Вып. 4. – 202 с.

Кань Кунш Оланг. Земля Кошачьего Локотка / Пер., сост., пред. и прим. Тимофея Молданова . – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Вып. 5. Х-М, ИИЦ ЮГУ, 2010, -202 с. с.

Кравченко О.А. Медвежьи игрища казымских хантов.Х-М, Полиграфист, 2004. – 36 С.

Кулемзин В.М. Медвежий праздник и шаманизм в хантыйском мировоззрении // Материалы и исследования культурно-исторических проблем народов Сибири. Томск, 1996. С. 198–204.

Лукина Н. В. Предисловие // Мифы, предания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., пред. и прим.. Н.В. Лукиной. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 5–58.

Лукина Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990б. С. 179–191.

Мифы, предания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., пред. и прим.. Н.В. Лукиной. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990 – 568 с.

Мифология хантов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 310 с.

Молданов Тимофей. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – 141 с.

Молданов Т. А. «Медвежьи» песни северных хантов // Обские угры на пороге третьего тысячелетия // Доклады Международной конференции «Ханты и манси на пороге Третьего Тысячелетия. Опыт. Проблемы. Развитие» (г. Ханты-Мансийск, 10–11 августа 1999 г.). – Ханты-Мансийск, 2001. Вып. 2. С. 60–62.

Молданов Т.А. Определение времён года в современных «медвежьих песнях» северных хантов // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров…», посвященный юбилею М.К. Вагатовой (Волдиной), 23 января 2007 г. – Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2009. – С. 366–371

Молданов Тимофей, Молданова Татьяна Боги земли казымской. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 114 с. Молданова Татьяна. Юильские медвежьи игрища // Народы Северо-Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. Вып. 2 . С. 141−142.

Молданова Т. А. Орнамент хантов казымского приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – 260 с.

Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 352 с.

Молданова Т.А. Орнитоморфная символика в фольклоре и верованиях хантов // Вестник Томск. гос. педагог. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Томск, 2004. Вып. 4 (41). С. 95–97.

Молданова Т.А. Символическая функция металла в культуре хантов // V межрегиональная конференция «Природные богатства Югры в культуре обских угров» (г. Ханты-Мансийск, 3 апреля 2008 г.) / Молданова Т.А. Пелымский Торум – устроитель медвежьих игрищ. Х-М, 2010, -224 с.

Молданов Т.А., Молданова Т.А. Очерки традиционной культуры хантов: избранное. Х-ИМ, 2010. -350 с. Патканов С.К. Остяцкая молитва. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрика, 1999. Т. 1. – 399 с.

Сидорова Е.В. Медвежьи игрища: танцевальные традиции обских угров, М. 2010. -189 с, илл.

Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX в. – Л., 1971. – С.220.

Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // Этнографическое обозрение, 2002. № 1. С. 41–62.

Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. – М.: Наука, 2009. – 756 с.

Шмидт Е.А. Традиционное мировоззрение северных обских угров по материалам культа медведя. Дис… канд. ист. наук. – Л., 1989.