Традиционный обряд «Вурңа хăтӆ» хантов полноватского Приобья - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиционный обряд «Вурңа хăтӆ» хантов полноватского Приобья

Традиционный обряд «Вороний день» хантов полноватского Приобья

Этнокультурная принадлежность:

Традиционная культура ханты

Ключевые слова:

Богиня Калтащ, ворона, Мать-Земля, прародительница; Обряд

Альтернативные наименования:

Язык наименования: хантыйский, казымский диалект

Вурңа хăтӆ

Язык наименования: русский

Вороний день

Описание

Традиционный календарный обряд «Вороний день» – реконструкция обряда, проводили весной, как увидят, что прилетели вороны, был приурочен к смене времён года, хозяйственной деятельности. По народным представлениям ворона будто содействует размножению людей, связывается с элементами мироздания.

В образе богини Калтащ покровительствует беременным женщинам и детям, определяет продолжительность жизни. Осенью, улетая в тёплые края, оставляет хорошие слова, желает благополучия, удачи, благодарит тех, кто хорошо встречал и угощал. Работа по сбору полевого материала проводилась сотрудниками Белоярского фольклорного архива с 1995 года среди населения Белоярского района. Обряд описан Пятниковой Т.Р.

Обряд «Вороний день» - это день поклонения Матери-Земле, богине Калтащ, Маленькой Калтащ, многодетной матери, прародительнице. У неё множество эпитетов, имеет несколько образов, является посредником между тремя мирами: небом, землёй, нижним миром. Чтобы угодить ей, необходимо соблюдать ритуалы и обряды, связанные с ней. В образе богини Калтащ её представляют седоволосой бабушкой. От неё зависит зачатие и рождение ребёнка. Если не было детей или ребёнок болел, то вымолить и получить её помощь можно было при личном прибытии к «её коленям», т.е. на место её нахождения в деревню Калтасьяны с жертвоприношением и угощением. Преодолевая огромные расстояния, к ней ездили зимой и летом.

Происхождение:

Историко-этнографическая характеристика

Обряд описан на основе полевых материалов, собранных в течение нескольких лет в поселениях полноватского Приобья. После большого перерыва в 1996г. впервые был проведён в д. Тугиян, д. Пашторы Белоярского района, документировала Е. Шмидт.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

В настоящее время календарный обряд «Вороний день» проводится ежегодно во всех национальных поселениях Белоярского, Берёзовского районов

Форма бытования 

Восстановленная Обряд восстановлен сотрудниками Белоярского фольклорного архива северных хантов в 1996 г. В настоящее время календарный обряд «Вороний день» проводиться ежегодно во всех национальных поселениях Белоярского, и Березовского районов.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Техника исполнения

Описание техники /технологии

Описание обряда Вороний день информантами. Расшифровка- Пятникова Т.Р.

Сведения о действиях

Сохранение

Преемственность традиций, приобщение различных групп населения к традициям своего народа.

Время Весна
Периодичность Ежегодно 
Исполнитель Белоярский филиал ОУИПИиР  (Пятникова Т.Р., Слепенкова Р.К.), ЦКНТ, работники сельских клубов
Место Национальные сельские поселения




Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

В соответствии с описанием обряда

Устное повествование

В национальных поселениях в обряде участвуют местные жители; аспекты преемственности осуществляются устным, наглядным способом



Источники

Традиционный календарный обряд «Вороний день» – реконструкция обряда, проводили весной, как увидят, что прилетели вороны, был приурочен к смене времён года, хозяйственной деятельности. По народным представлениям ворона будто содействует размножению людей, связывается с элементами мироздания. В образе богини Калтащ покровительствует беременным женщинам и детям, определяет продолжительность жизни. Осенью, улетая в тёплые края, оставляет хорошие слова, желает благополучия, удачи, благодарит тех, кто хорошо встречал и угощал. Работа по сбору полевого материала проводилась сотрудниками Белоярского фольклорного архива с 1995 года среди населения Белоярского района. Обряд описан Пятниковой Т.Р.

Доклад Пятниковой Т.Р. «Обряд «Вороний день» – «Вурнга хатл» в рамках межрегиональной конференции «Нематериальное наследие финно-угорских народов, как объект сохранения», г. Ханты-Мансийск, 2013г. Доклад Пятниковой Т.Р. «Обряд «Вороний день» – Вурнга хатл»