Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества»
Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» (Песня «Солнышко – мама»)
Категория объекта:
Медиа:
Наименование ОНКННЮ:
Формы жанровых направлений ОНКННЮ:
Исполнительное искусств: песенное искусство
Место бытования ОНКННЮ:
Современное место бытования
|
Автономный округ: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра |
Район: Белоярский |
|
Город / Населенный пункт: с. Казым |
|
Места распространения |
Белоярский район с. Казым |
Место обнаружения |
Белоярский район с. Казым |
Лица, имеющие отношение к ОНКННЮ :
Тип ответственности: Заявитель |
ФИО: Федотова Елена Терентьевна |
Дата рождения: 17.09.1973 г. |
Образование: высшее |
Место работы/адрес: Муниципальное автономное учреждение культуры «Этнокультурный центр», этнографический выставочный зал с. Казым. 628174 с. Казым Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, ул. Набережная д. 22 |
Тип ответственности: исполнитель, хранитель, информант |
ФИО: Канева Мавра Михайловна |
Дата рождения: 14.05.1946 |
Образование: среднее специальное, педучилище г. Ханты-Мансийск |
Место работы/адрес:пенсионерка, с. Казым Белоярский район ХМАО-Югра |
Организации, имеющие отношение к ОНКННЮ :
Тип ответственности: Хранитель, заявитель |
Наименование: этнографический выставочный зал с. Казым. МАУК «Этнокультурный центр» |
Адрес: 628174 с. Казым Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, ул. Набережная д. 22 |
Описание ОНКННЮ:
Тип описания: |
Аннотация Песня женщины о своей трудной доле. Песня народная. Женщина в песне рассказывает о том, как ее отдали замуж в большую семью на чужбину, при встрече ее родная матушка не узнала – поблек румянец, нет украшений, одежда изношена.
|
Лингвистический аспект: |
Песня коми- ижемцев (коми-зырян, как сами себя называют казымские коми-ижемцы) |
Происхождение: |
Исполнитель песни Канева Мавра Михайловна слышала песню у разных людей, мотив и несколько куплетов песни слышала от своей мамы, Каневой (Вокуевой) Парасковьи Фотеевны, 1914 года рождения. Исполняла эту песню также Канева Фелицата Федуловна, 1922 года рождения. Слышала эту песню от женщин - зырян с. Саранпауль Березовского района, сделала запись на аудиокассету. Слышала эту песню в с. Мужи ЯНАО. Канева Мавра Михайловна исполняет казымский вариант песни. В сборнике «Коми народные песни. Том первый. Вычегда и Сысола» А.К. Микушев, П.И. Чисталев, Сыктывкар. МГП «Шыпас», 1993 г. напечатаны 2 варианта песни «Шодыой- мамой» и «Шондiэй-мамей». Копии прилагаются. История переселения коми-ижемцев за Урал в приложении. |
Этнокультурная принадлежность: |
коми – ижемцы (коми – зыряне) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
|
Ссылка на источник: |
Узнать историю переселения коми – ижемцев можно здесь: Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 2 (13), 152 К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗЫМСКИХ КОМИ В 1920–1930-е гг. Н.А. Лискевич, В.В. Фарносова На file:///C:/Users/HP/Desktop/коми/k-istorii-formirovaniya-kazymskih-komi-v-1920-1930-e-gg.pdf
Историко-культурный очерк поселения коми-зырян в бассейне реки Казым, К.А. Суббота http://kazym.ethnic-tour.ru/kazm/publ/history-komi-kazym.html
О казымских коми (в продолжение темы о расселении и освоении Сибири) Анастасия Васильева http://www.socialcompas.com/2016/06/13/ob-istorii-kulture-i-sovremennyh-problemah-komi-chast-2/ |
Сведения об особенностях ОНКННЮ:
Состояние бытования |
Песня «Шондыэ маме» - единственная песня, которую коми – ижемцы перевезли за Урал. Слова и мотив Мавра Михайловна восстановила по памяти, из старых записей. Является единственным исполнителем казымского варианта песни. |
Риск исчезновения |
Риск исчезновения велик, в настоящее время в селе Казым мало кто говорит на языке коми и сохраняет традиционную культуру. Исполнителей фольклора коми-ижемцев в селе нет. |
Исключительность / Ценность |
Уникальная ценность фольклорных песен коми-ижемцев в том, что они сумели сохранить песенный фольклор на новой территории, проживая среди хантов. На протяжении долгих лет у песни появился казымский вариант песни. |
Форма бытования |
Аутентичная и сценическая |
Сведения о действиях над ОНКННЮ:
Тип действия
|
Наименование действия: сохранение |
Время действия: не фиксируется |
|
Периодичность действия: постоянно |
|
Метод действия: Вокальное исполнение |
|
Место действия: с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
|
Исполнитель: Канева Мавра Михайловна |
|
Состояние: Исполнительница Мавра Михайловна Канева в силу преклонного возраста уже реже исполнят фольклорные песни. |
|
Наименование действия: развитие |
|
Время действия: Не ограничено |
|
Периодичность действия: постоянно |
|
Метод действия: Вокальное исполнение |
|
Место действия: с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
|
Исполнитель: фольклорные коллективы коми-ижемцев |
|
Состояние: |
Об особенности распространения и использования ОНКННЮ:
Частота выражения: периодически
|
Средства выражения: пение |
Способы передачи: выступление фольклорного коллектива, выпуск аудиосборника |
Факторы, способствующие распространению: аудио-фиксация; публикации в методических, вокальных сборниках; обеспечение пополнения репертуара самодеятельных творческих коллективов данной песней. |
Ссылка на источник: |
Формы фиксации ОНКННЮ:
Тип фиксации |
Название: аудиозапись |