Перейти к основному содержанию

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества»

Поиск по сайту

Личный кабинет:

Регистрация
  • Вернуться на главную
  • Контактная информация

Версия для слабовидящих

Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  • Устное народное творчество
    • Сказки
    • Эпические песни
    • Эпические сказания
    • Былины
    • Фольклорная проза
    • Пословицы и поговорки
  • Исполнительное искусство
    • Песенное искусство
    • Танцевальное искусство
    • Музыкально-инструментальное искусство
    • Театральное искусство (народный театр, народный цирк и т. п.)
    • Сказительство
  • Празднично-обрядовая культура
    • Праздники
    • Обряды
    • Ритуалы
    • Традиционные игры и исконные забавы
  • Техники и технологии
    • Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами
    • Техники и технологии, связанные с народными музыкальными инструментами
    • Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом
    • Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой

Вы здесь

Главная » Исполнительное искусство » Песенное искусство

Песня из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов «Йєм эвәтты ар» («Святость разрезающая песня»)

Категория объекта: 

  • Исполнительное искусство
  • Песенное искусство

Наименование ОНКННЮ: 

Основное наименование:

 Йєм эвәтты ар

Язык наименование :хантыйский, казымский диалект

Унифицированное наименование: Святость разрезающая песня

 

Язык наименование: русский

Регистрационный номер Объекта: 

KHM BLD01 024, KHM_KHM21_027

Формы жанровых направлений ОНКННЮ: 

Исполнительские искусства

Место бытования ОНКННЮ: 

Современное место бытования

Автономный округ:Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

  • Белоярский

Город /Населенный пункт: с. Казым

  •  

Город /Населенный пункт: г. Ханты-Мансийск

Места распространения

Территория сельского поседения Полноват

Место обнаружения

Территория сельского поселения Юильск.

Лица, имеющие отношение к ОНКННЮ : 

Тип ответственности: 1. Заявитель, 2. Исполнитель

ФИО:Молданов Тимофей Алексеевич

Дата рождения:  1957

Образование: Высшее, кандидат исторических наук

Место работы/адрес: Старший научный сотрудник этнографический Музей под открытым небом «Торум Маа».

Организации, имеющие отношение к ОНКННЮ : 

Тип ответственности: Хранитель

Наименование: Этнографический выставочный зал с. Казым МУК «Этнокультурный центр»

Адрес: с. Казым  Белоярского района ХМАО-Югра

Описание ОНКННЮ: 

Тип описания

Аннотация:

Песня исполняется в последний день игрищ, она является песней, закрывающей сценки бытового характера. После этой песни-диалога, начинается представление божеств МИШ – исполнение песнопений жанра миш ар.

Такие произведения в научной литературе называют Медиальные. К таким жанрам относятся две специальные песни «Ем эватты ар» ‘Святость отрезающая песня’ и «Вусы ёваӆты ар» ‘Паутину (сажу) разметающая песня’.

В песне-молитве «Ем эватты ар» ‘Святость отрезающая песня’ приходят муж и жена, они строго-настрого запрещают в дальнейшем произносить неприличные слова и совершать непристойные действия. После этой песни являются брат с сестрой, живущие в верховьях Иртыша, чтобы полностью очистить помещение.

Ссылка на источник

 

Этнокультурная принадлежность

казымские ханты

Происхождение

 

Ссылка на текст и перевод: 

Скачать
 

Сведения об особенностях ОНКННЮ: 

Состояние бытования

Традиционные сюжеты сохранены все, ритуальные действия при исполнении также хорошо сохраняются. 

Риск исчезновения

Риск исчезновения ритуального пения достаточно высок. Он напрямую связан со знанием хантыйского языка, религиозных верований. В настоящее время такие песнопения среди исполнителей казымской группы могут исполнять только два человека – Ерныхов А.А., Молданов Т.А..

Исключительность / Ценность

Уникальная

Форма бытования

Традиционное ритуальное пение.

Сведения о действиях над ОНКННЮ: 

Тип действия

 

 

 

 

 

 

 

Наименование действия: сохранение,

 Время действия: зима

Периодичность действия: раз в год

Метод действия: проведение медвежьих игрищ или по случаю добычи.

Место действия: казымская территория

Исполнитель:1. Молданов Т.А.

2. Молданов П.Т.

3. Ерныхов А,А,

4. Кравченко А, С.

Состояние (результат действия): передача традиционного песнопения.

Наименование действия: развитие

 Время действия: круглый год

Периодичность действия: несколько раз в году.

Метод действия: обучение в «Этноакадемии обских угров»

Место действия: с. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск

Исполнитель:1. Молданов Т.А.

2. Молданов П.Т.

3. Ерныхов А,А,

4. Кравченко А, С.

Состояние (результат действия): передача традиционного песнопения.

Наименование действия: популяризация

 Время действия: круглый год

Периодичность действия: несколько раз в году.

Метод действия: публикация в научно-популярной литературе, СМИ о произведениях таких жанров, обряде «Медвежьи игрища»

Место действия: г. Ханты-Мансийск, с. Казым Белоярского района

Исполнитель:1. Молданов Т.А.

2. Молданов П.Т.

3. Ерныхов А,А,

4. Кравченко А, С.

Состояние (результат действия): передача традиционного песнопения.

Об особенности распространения и использования ОНКННЮ: 

Частота выражения: периодически

Средства выражения: традиционное пение.

Способы передачи: непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников.

Факторы, способствующие распространению: регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества.

Техники/технологии исполнения ОНКННЮ: 

Наименование техники /технологии

Тип техники /технологии: ритуальное песнопение

Описание техники /технологии:

Предметы, связанные с ОНКННЮ: 

Наименование предмета: чучело медведя в жертвенной позе, посохи, маски берестяные.  

Роль предмета:1. Чаша для окуривания, чашка с чаем, блюдце с ягодами, хлеб. Конфеты.

Фотоматериалы:

Формы фиксации ОНКННЮ: 

Тип фиксации (аудио фиксация, фото фиксация, мультимедиа)

Название: Фотоматериалы, видеоматериалы.

Примечание: с 1991 года проводятся медвежьи игрища на Казымской сельской территории . В личном архиве у Молдановой Татьяны Александровны 8 вариантов данной песни, записанных в разное время.

  • Нормативная база
  • Методические материалы
  • Экспертный совет
  • О реестре ОНКННЮ
  • Подать заявку
  • Спросить у специалиста
  • Фонд предметов и информационных источников АУ ХМАО - Югры «Окружной Дом народного творчества»
    • Аудиовизуальный фонд
    • Изобразительное искусство
    • Книжное собрание
    • Утварь обских угров
  • Объекты, рассмотренные на заседании экспертного совета
  • Носитель, исполнители и мастера фольклора коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
    • Носители фольклора
    • Исполнители фольклора
    • Мастера фольклора

Новые поступления:

Сказка ляпинских манси «Вонтырос сорниӈ канась» («Выдра и золотой князь»)
Перейти →
Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» (Песня «Солнышко – мама»)
Перейти →
Песня из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов «Хоп ари хө» («Поющий в лодке мужчина»)
Перейти →

Все

www.mkrf.ru

Министерство культуры Российской Федерации

www.rusfolk.ru

Государственный Российский Дом народного творчества

www.finnougoria.ru

Филиал ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»

www.to-kultura.ru

Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Творческое объединение «Культура»

www.rusfolknasledie.ru

Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации