Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества»
Песня из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов «Йєм эвәтты ар» («Святость разрезающая песня»)
Категория объекта:
Наименование ОНКННЮ:
Основное наименование: Йєм эвәтты ар |
Язык наименование :хантыйский, казымский диалект |
Унифицированное наименование: Святость разрезающая песня
|
Язык наименование: русский |
Регистрационный номер Объекта:
Формы жанровых направлений ОНКННЮ:
Исполнительские искусства
Место бытования ОНКННЮ:
Современное место бытования |
Автономный округ:Ханты-Мансийский автономный округ-Югра |
|
|
Город /Населенный пункт: с. Казым |
|
|
|
Город /Населенный пункт: г. Ханты-Мансийск |
|
Места распространения |
Территория сельского поседения Полноват |
Место обнаружения |
Территория сельского поселения Юильск. |
Лица, имеющие отношение к ОНКННЮ :
Тип ответственности: 1. Заявитель, 2. Исполнитель |
ФИО:Молданов Тимофей Алексеевич |
Дата рождения: 1957 |
Образование: Высшее, кандидат исторических наук |
Место работы/адрес: Старший научный сотрудник этнографический Музей под открытым небом «Торум Маа». |
Организации, имеющие отношение к ОНКННЮ :
Тип ответственности: Хранитель |
Наименование: Этнографический выставочный зал с. Казым МУК «Этнокультурный центр» |
Адрес: с. Казым Белоярского района ХМАО-Югра |
Описание ОНКННЮ:
Тип описания |
Аннотация: Песня исполняется в последний день игрищ, она является песней, закрывающей сценки бытового характера. После этой песни-диалога, начинается представление божеств МИШ – исполнение песнопений жанра миш ар. Такие произведения в научной литературе называют Медиальные. К таким жанрам относятся две специальные песни «Ем эватты ар» ‘Святость отрезающая песня’ и «Вусы ёваӆты ар» ‘Паутину (сажу) разметающая песня’. В песне-молитве «Ем эватты ар» ‘Святость отрезающая песня’ приходят муж и жена, они строго-настрого запрещают в дальнейшем произносить неприличные слова и совершать непристойные действия. После этой песни являются брат с сестрой, живущие в верховьях Иртыша, чтобы полностью очистить помещение. |
Ссылка на источник |
|
Этнокультурная принадлежность |
казымские ханты |
Происхождение |
Ссылка на текст и перевод:
Сведения об особенностях ОНКННЮ:
Состояние бытования |
Традиционные сюжеты сохранены все, ритуальные действия при исполнении также хорошо сохраняются. |
Риск исчезновения |
Риск исчезновения ритуального пения достаточно высок. Он напрямую связан со знанием хантыйского языка, религиозных верований. В настоящее время такие песнопения среди исполнителей казымской группы могут исполнять только два человека – Ерныхов А.А., Молданов Т.А.. |
Исключительность / Ценность |
Уникальная |
Форма бытования |
Традиционное ритуальное пение. |
Сведения о действиях над ОНКННЮ:
Тип действия
|
Наименование действия: сохранение, |
Время действия: зима |
|
Периодичность действия: раз в год |
|
Метод действия: проведение медвежьих игрищ или по случаю добычи. |
|
Место действия: казымская территория |
|
Исполнитель:1. Молданов Т.А. 2. Молданов П.Т. 3. Ерныхов А,А, 4. Кравченко А, С. |
|
Состояние (результат действия): передача традиционного песнопения. |
|
Наименование действия: развитие |
|
Время действия: круглый год |
|
Периодичность действия: несколько раз в году. |
|
Метод действия: обучение в «Этноакадемии обских угров» |
|
Место действия: с. Казым Белоярского района, г. Ханты-Мансийск |
|
Исполнитель:1. Молданов Т.А. 2. Молданов П.Т. 3. Ерныхов А,А, 4. Кравченко А, С. |
|
Состояние (результат действия): передача традиционного песнопения. |
|
Наименование действия: популяризация |
|
Время действия: круглый год |
|
Периодичность действия: несколько раз в году. |
|
Метод действия: публикация в научно-популярной литературе, СМИ о произведениях таких жанров, обряде «Медвежьи игрища» |
|
Место действия: г. Ханты-Мансийск, с. Казым Белоярского района |
|
Исполнитель:1. Молданов Т.А. 2. Молданов П.Т. 3. Ерныхов А,А, 4. Кравченко А, С. |
|
Состояние (результат действия): передача традиционного песнопения. |
Об особенности распространения и использования ОНКННЮ:
Частота выражения: периодически |
Средства выражения: традиционное пение. |
Способы передачи: непосредственная передача от исполнителя к ученику, возможно, 5-6 учеников. |
Факторы, способствующие распространению: регулярное проведение медвежьих игрищ, школа ученичества. |
Техники/технологии исполнения ОНКННЮ:
Наименование техники /технологии |
Тип техники /технологии: ритуальное песнопение |
Описание техники /технологии: |
Предметы, связанные с ОНКННЮ:
Наименование предмета: чучело медведя в жертвенной позе, посохи, маски берестяные. |
Роль предмета:1. Чаша для окуривания, чашка с чаем, блюдце с ягодами, хлеб. Конфеты. |
Фотоматериалы: |
Формы фиксации ОНКННЮ:
Тип фиксации (аудио фиксация, фото фиксация, мультимедиа) |
Название: Фотоматериалы, видеоматериалы. |
Примечание: с 1991 года проводятся медвежьи игрища на Казымской сельской территории . В личном архиве у Молдановой Татьяны Александровны 8 вариантов данной песни, записанных в разное время. |