Пяк Татьяна Дмитриевна

Носитель фольклора




Основная информация

Татьяна Дмитриевна Пяк (Вылла) родилась 17 сентября 1960 года на стойбище Параӈ ӆор, расположенном близ озера Пякуто, в 200 км от села Русскинская. Мама Евдокия Тихоновна была из рода Покачевых. Отца Дмитрия Ильича Вылла, ненца по национальности, звали Ханю Вылла. Его род был многочисленный, только у деда Халю было много сыновей. После Казымского восстания многих мужчин из рода забрали, они были репрессированы. Бабушка осталась одна, беременная, на руках четверо сыновей. Всех она вырастила одна.

В семье родителей Татьяна Дмитриевны разговаривали на тромюганском говоре сургутского диалекта и на ненецком языке. А казымский диалект она освоила, когда вышла замуж и переехала к мужу в д. Нумто Белоярского района. Русский язык Татьяна Дмитриевна стала учить, когда пошла в нулевой класс в Ярмаково (ранее – Старый Тромаган). 5 классов окончила в д. Русскинская. В то время родители работали в коопзверпромхозе, надо было помогать отцу, и она ходила на охоту на белок.

В 1978 году Татьяна Дмитриевна вышла замуж за Пяк Александра Аляковича. Вместе с мужем пасли совхозное стадо, занимались ловлей рыбы. Была охотником-любителем, сдавала в совхоз белок. С мужем вырастили пятерых детей. В настоящее время проживают с мужем на стойбище на реке Катучей, расположенном в 30 км от д. Нумто.

Владея в совершенстве двумя языками, Татьяна Дмитриевна с детских любила слушать песни. Освоила она яробцы – старинную ненецкую традицию. Среди лесных ненцев такая традиция уходит, редко сейчас исполняют яробцы.     

Исполняет она песни и на хантыйском языке, чаще на тромюганском диалекте. Эти песни относятся к жанру личных песен – довольно распространенному жанру среди народов Севера. Такие личные песни подразделяются на песни, исполненные автором – собственно личная песня, и песни, воспроизведенные кем-либо, в частности, Татьяной Дмитриевной. В репертуаре Татьяны Дмитриевны песни Вылла Пенчаку, Вылла Марии Алиевны, Вылла Федосьи Тимофеевны Молданова Ильи Семеновича, Молданова Николая, Пяк Ломса, Пяк Алексея, Покачева Тихона Ильича. Она помнить каждого человека, у кого услышала песню, перед исполнением таких песен дает комментарий, кто сочинил эту песню. Таким уточнением авторства придается значимость песни, ее статусность.   

Песни в исполнении Татьяны Дмитриевны несут информацию об истории рода, истории семьи, в них сохраняется информация о предках, сохраняется информация о некоторых фрагментах их жизни. Личные песни несут информацию об этнологическом и историческом аспектах жизни народа.

Устную традицию исполнения песен Татьяна Дмитриевна сохраняет, поет во время занятий рукоделием, в пути. Это одиночное исполнение песен, без сопровождения музыкальных инструментов – одна из основных особенностей жанра личной песни. У нее сложился особый стиль исполнения – песни изобилуют большим количеством параллелизмов, даже песни, сочиненные другими людьми. Встречаются и повторы слов и междометий.

Татьяна Дмитриевна сочиняет песни своим внукам – у каждого из них своя личная песня, которая несет определенную охранительную функцию и проецирует дальнейшую судьбу.  

Место проживания

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Материалы